Административный штраф на организацию

Содержание

За что суды штрафуют предпринимателей

Административный штраф на организацию

Две трети административных дел, которые рассматривают российские суды, заканчиваются штрафами.

Сергей Антонов

переживает за бизнес

Алексей Смагин

посчитал все штрафы

Большая часть наказанных — рядовые граждане. Юридические лица и индивидуальные предприниматели фигурируют примерно в 5% решений. Мы попросили в Судебном департаменте РФ доступ к федеральному хранилищу судебной статистики и выяснили, за что бизнесменов наказывают чаще всего и за какие нарушения присуждают самые высокие штрафы.

На словах чиновники признают, что предпринимателей много штрафуют. Например, в октябре 2016 года премьер Дмитрий Медведев заявил, что контрольно-надзорная сфера в России коррумпирована, и предложил снизить административную нагрузку на бизнес. В июне 2018 года с таким же призывом выступило Минэкономразвития. В июне 2019 года снизить избыточное давление на предпринимателей поручил президент.

В общественной организации «Опора России», которая объединяет малый и средний бизнес, заявили, что из-за нового КоАП могут разориться тысячи предпринимателей. После этого санкции по большинству таких экономических статей оставили на прежнем уровне.

Всего в 2019 году российские суды наказали почти 6 млн фигурантов административных дел. Подавляющее большинство, 4,4 млн, — обычные граждане, физлица.

1,2 млн — должностные лица, в том числе и руководители компаний. Кроме того, если в статье не указан отдельный штраф для ИП, то предпринимателя наказывают как должностное лицо.

На долю предприятий и организаций приходится 241 тысяча случаев, ИП — 43,5 тысячи.

Проверяющих и штрафующих ведомств много: налоговики, прокуратура, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие ведомства. Но у каждого органа своя статистика — почти всегда закрытая, когда дело касается штрафов. Штрафы юрлицам, отраженные в базе судебной статистики, — это неполная картина, но даже она показывает масштабы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Самое частое административное наказание для юридического лица — это штраф. Треть таких судебных дел появляется после проверок.

Самая распространенная статья — «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль».

Если проще, проверяющий выдает предписание устранить нарушение, а предприниматель ничего не исправляет. Каждый пятый штраф назначен именно по такому поводу. В среднем за такое нарушение наказывают на 25,8 тысячи рублей.

На втором месте по количеству штрафов — статья «Непредставление информации». В этом случае тоже, как правило, наказывают после проверок, когда выясняется, что бизнес не подал какие-то обязательные сведения в контролирующие ведомства. В 2019 году суды наложили 21,5 тысячи штрафов. Средний размер — 2,1 тысячи рублей.

Источник: федеральное хранилище судебной статистики

Источник: федеральное хранилище судебной статистики

Самые высокие штрафы суды назначают за нарушение таможенного законодательства. По статье «Несоблюдение таможенной процедуры» в 2019 году назначили всего 67 штрафов, из них 64 — юрлицам. Средняя сумма — 8,4 млн рублей.

Например, компания ввозит в Россию станки, якобы для собственных нужд. В этом случае сертифицировать оборудование в соответствии с техрегламентом Таможенного союза не нужно. Но, получив разрешение на ввоз, компания продает станки. Это нарушение таможенной процедуры. За такое могут оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей.

Другой пример. Фирма ввезла изделия промышленного назначения: трубы, кабели, электродвигатели. В грузовой таможенной декларации написали, что это оборудование для пищевой молочной промышленности. Ставка ввозной пошлины на такой товар — 0%. Однако при проверке выяснилось, что товары не являются производственной линией.

Это продукция общего назначения — ставки таможенных пошлин на нее составляют 5—7% от стоимости. По результатам проверки фирме начислят пошлину, НДС и административный штраф за недостоверное декларирование.

Суммы таких штрафов могут доходить до 10 млн рублей, если фирма продолжительное время занималась недостоверным декларированием.

На втором месте по величине назначенных штрафов — статья «Нарушение законодательства об экспортном контроле».

Если компанию заподозрили в незаконном ввозе или вывозе товаров, которые могут использоваться в военных целях, например чертежей армейской техники, штрафуют в размере стоимости груза. Средний размер штрафа по этой статье — 637 тысяч рублей.

Правда, в 2019 году суды рассмотрели всего 14 таких дел, шесть из них закончились предупреждением нарушителей. В остальных случаях штрафовали.

Источник: федеральное хранилище судебной статистики

Источник: федеральное хранилище судебной статистики

Всего в прошлом году суды наложили 44,3 млн административных штрафов, но взыскать удалось далеко не все. Из 82,3 млрд рублей штрафов в бюджет попало только 11,3 млрд. Это 13,7%.

Источник: открытые данные Федеральной службы судебных приставов

Источник: открытые данные Федеральной службы судебных приставов

Источник: https://journal.tinkoff.ru/fine-stat/

Какие штрафы вводятся для предприятий и организаций, нарушающих режим повышенной готовности

Административный штраф на организацию

Вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за нарушение режима повышенной готовности. Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

«Большая часть предприятий города продолжает работать, часть людей отправлена в отпуска, часть переведена на дистанционку. Очень важно, чтобы все работающие городские предприятия и учреждения приняли меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в том числе обеспечивали дезинфекцию и социальное дистанцирование на 1,5 метра между работниками и посетителями. Из рекомендательного это требование становится обязательным. Это важно не только для уменьшения скорости распространения инфекции, но и для самих предприятий, для здоровья их работников», — написал Сергей Собянин.

Определены также органы исполнительной власти Москвы, которые уполномочены составлять протоколы и налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кто будет контролировать соблюдение режима повышенной готовности в Москве?

— Объединение административно-технических инспекций;

— Департамент торговли и услуг;

— префектуры административных округов и управы районов;

— Департамент образования и науки;

— Московская административная дорожная инспекция;

— Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости.

«Полномочия им даются достаточно серьезные и важно, чтобы они применялись адекватно, не создавали избыточного давления на бизнес и граждан. И вместе с тем обеспечивали соблюдение требований по предотвращению распространения коронавируса. Как только опасность серьезно уменьшится или исчезнет совсем, эти временные меры будут немедленно упразднены. Все, что мы сегодня делаем, нацелено на одно — уберечь москвичей от опасности, максимально быстро и без потерь пережить сложные времена», — подчеркнул Сергей Собянин. 

Штрафные санкции за нарушение режима повышенной готовности

Запрет на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий

За нарушение запрета на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Юридическим лицам в случае нарушения придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности сроком до 90 дней.

Контролировать соблюдение запрета будет Объединение административно-технических инспекций города Москвы.

Запрет на проведение мероприятий с очным присутствием: зрелищных, просветительских, культурных, выставочных, спортивных

За нарушение запрета на проведение мероприятий с очным присутствием граждан индивидуальные предприниматели должны будут заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч. Причинение вреда здоровью или имуществу повлечет штраф от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За мероприятия в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за мероприятия на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.

Запрет на посещение развлекательных и досуговых заведений

Во время режима повышенной готовности запрещена работа всех развлекательных заведений, в том числе ночных клубов, дискотек и кальянных.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета будет Департамент торговли и услуг.

Нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей

Режим повышенной готовности предполагает соблюдение социального дистанцирования. В общественных местах нельзя подходить друг к другу на расстояние менее 1,5 метра. Это требование действует в том числе в магазинах.

За нарушения требований организации социального дистанцирования индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Юридические лица будут оштрафованы на сумму от 100 до 300 тысяч рублей.

Если же в результате нарушения был причинен вред здоровью человека или его имуществу, то заплатить придется от 500 тысяч до миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За предприятиями, которые находятся в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за площадки на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.

Запрет на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, предприятий общественного питания

Режим повышенной готовности предполагает временное закрытие ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров и предприятий общественного питания. Разрешается обслуживание навынос или доставка заказов на дом.   

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.мм

Контроль — за Департаментом торговли и услуг.

Запрет на работу объектов розничной торговли

Работа объектов торговли временно запрещена. Исключение только для продовольственных магазинов и объектов, торгующих медицинскими изделиями и оборудованием, в том числе оптикой.

За нарушение индивидуальные предприниматели заплатят штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент торговли и услуг.

Запрет на посещение образовательных организаций

Закон предполагает временное прекращение работы образовательных организаций, в том числе в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства. Исключение предусмотрено только для созданных дежурных групп.


За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент образования и науки. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости отвечает за организации в сфере физкультуры и спорта, а также культуры и искусства.

Несоблюдение работодателями режима повышенной готовности в сфере транспортных услуг

Работодатели в сфере транспортных услуг обязаны обеспечить сотрудникам измерение температуры тела — если она повышена, то сотрудник не должен допускаться к работе. Это касается в том числе и водителей такси. Работодатели также обязаны проводить дезинфекцию.

За несоблюдение этих обязанностей индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Московская административная дорожная инспекция.

Запрет на работу салонов красоты, косметических, массажных, СПА-салонов, соляриев, бань и саун

Запрет не касается организаций, которые оказывают лицензируемые медицинские услуги.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение этих требований будет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Указ Мэра Москвы «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве»

Источник: https://www.mos.ru/news/item/72165073/

Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы

Административный штраф на организацию

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования.

 В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами.

 Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.


Плюсы нового КоАП РФ

Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими.

Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик.

Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат. 

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения.

Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй.

Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

https://www.youtube.com/watch?v=V_SdrngPnrM

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

  • для граждан – 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
  • для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для организаций – 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей). 

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей). 

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Штрафы в новом КоАП для организаций и ИП

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД.

 Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас – от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций – до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации – от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей. 

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации – от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей – для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей – для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены.

Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации – от 3 млн. до 5 млн.

рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=f5H9VR56WP8

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП – от 3 000 до 5 000 рублей, на организации – от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Источник: Buh.ru

05 февраля 2020

Источник: https://biz360.ru/materials/novyy-koap-predprinimatelyam-prigotovili-vysokie-shtrafy/

Организация уплатила административный штраф: отражение в учете — Audit-it.ru

Административный штраф на организацию
ИА ГАРАНТ

Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст.

270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее – Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.

2012 N ММВ-7-3/174@, устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

https://www.youtube.com/watch?v=CToS9agM8-g

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее – План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 “Прочие доходы и расходы”.

Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76
– начислен административный штраф;

Дебет 76 Кредит 51
– административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п.

3, 4 ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций” (далее – ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”.

Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует “адаптировать” к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).

Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки” (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

21 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/733819.html

Административная ответственность юридических лиц: помощь адвоката

Административный штраф на организацию

   Административная ответственность юридических лиц – вопрос, где требуется помощь.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по административным спорам защитит законные интересы организации.

Порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц

   Административному органу или должностному лицу, который вправе привлекать организации к ответственности, требуется строгое соблюдение определенного законом порядка привлечения. Последовательность действий органов власти состоит из следующих основных стадий:

  1. Выявление правонарушения. Выявить нарушение законодательства может административный орган при проверке деятельности юридического лица. Проверка может быть запланирована либо произведена в связи с наступлением какого-либо события (поводом может статья поступившая в административный орган жалоба гражданина).
  2. Сбор доказательств, подтверждающих вину юридического лица. Исследуются все обстоятельства совершенного правонарушения, ведется сбор информации, подтверждающей вину организации. При наличии необходимости привлекаются специалисты и эксперты для дачи мотивированного заключения. Собранные сведения, в последствии, будут доказательственной базой как для самого факта совершенного нарушения, так и вины привлекаемого лица.
  3. Вызов и составление протокола. После сбора всех необходимых доказательств нарушитель вызывается на составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отражаются все данные о совершенном правонарушении. Именно сведения из протокола чаще всего оспариваются привлеченным лицом при обжаловании постановления органа власти.
  4. Рассмотрение дела и принятие по нему решения. Рассмотрение дела, в зависимости от состава правонарушения, происходит либо в органе, уполномоченным привлечь юридическое лицо к ответственности, либо в суде. По результату рассмотрения дела выносится постановление по делу об административном правонарушении, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

   В указанном порядке первые три стадии относятся к компетенции административных органов, которые, по их завершению, рассматривают дело. В определенных случаях дела рассматривает суд, например, при таком нарушении, как деятельность лица без лицензии, когда ее наличие предусмотрено законом.

Как привлечь юридическое лицо к административной ответственности?

   Инициатором процесса привлечения юридических лиц к административной ответственности может стать любой гражданин. К несчастью, нередки ситуации, когда предпринимательская деятельность нарушает права граждан.

   Например, может возникнуть ситуация, что юридическое лицо ведет погрузочно-разгрузочные работы со стороны дворовой территории жилого дома. Указанное действие запрещено нормами СанПин.

Грузовые машины, при ведении разгрузочных работ, по долгу могут стоять с включенным двигателем, следствием чего является постоянный шум и обилие выхлопного газа в квартирах, что ведет к нарушению прав жильцов на благоприятную окружающую среду. 

   Что делать гражданину при нарушении юридическим лицом его прав в указанном или ином случае?

   Одним из способов устранения нарушения является обращение в надзорный орган исполнительной власти. В приведенном примере это будет Роспотребнадзор. Обращение гражданина должно содержать:

  • фамилию и инициалы заявителя;
  • описание противоправного деяния юридического лица;
  • адрес и контактные данные для направления органом ответа на обращение.

   Обращение гражданина с жалобой в федеральную службу подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента поступления. При выявлении нарушения законодательства, административный орган начнет процедуру привлечения к ответственности юридического лица.

   Законодатель установил санкции для юридических лиц более строгие, чем для граждан или индивидуальных предпринимателей, в связи с чем, привлечение организации к административной ответственности является действенным способом для устранения нарушения законодательства.

Ответственность юридических лиц: административные правонарушения

    Основные сферы, в пределах которых у юридических лиц может возникнуть ответственность за административные правонарушения:

  • таможенные правила
  • налоговое и антимонопольное законодательство
  • экологические, природоохранительные и санитарные нормы
  • требования пожарной безопасности
  • нарушения оборота валюты
  • операций банковской отрасли
  • производство стройматериалов, строительство
  • иные сферы предпринимательской деятельности.

   Основной мерой, когда возникает административная ответственность юридических лиц РФ являются штрафные санкции. Кроме того, применяются такие санкционные меры, как предупреждение, конфискация или запрещение осуществлять соответствующую деятельность в течение установленного срока.

   Для возможности запуска процедуры привлечение к административной ответственности юридических лиц требуется установление и доказанность факта правонарушения указанных выше норм.

При спорных ситуациях действуют общие принципы законодательства, следовательно, свою невиновность юридическому лицу доказывать нет необходимости. Консультация юриста по административным делам даст Вам полное понимание прав в деле и возможность получения положительного решения по ситуации.

Если решение по Вам уже принято, то мы поможем написать жалобу на постановление по административному делу профессионально и в срок.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Административная ответственность должностных лиц

    Следует установить вину в случившемся конкретного юридического лица, чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности. Виновностью выступают ситуации, когда юрлицо не предпринимало определенных действий, хотя имелась возможность соблюдения законности. Установление вины юрлица проводят, рассматривая действия его руководителей в пределах их служебных обязанностей.

   То есть, рассматривая административная ответственность юридического лица КоАП РФ учитывает комплекс объективной и субъективной составляющих виновности. Юрлицо признают объективно виновным, если при не соблюдении норм закона доказано, что не использованы все возможности для правовых действий.

   Субъективная составляющая определяет вину администрации – конкретных должностных физлиц.

Результат ее установления приводит к тому, что наступает административная ответственность граждан юридических лиц.

Поэтому большинство случаев по закону рассматривает вопрос ответственности через административная ответственность юридических и должностных лиц, от которых зависело принятие соответствующих решений.

Освобождение от административной ответственности юридических лиц

   Юридическое лицо освобождается от административной ответственности в случае:

  • отсутствия вины;
  • истечения срока давности привлечения;
  • наличия возможности у юридического лица соблюсти действующее законодательство.

   КоАП РФ установлено также дополнительное основание для освобождения юридического лица от административной ответственности – малозначительность правонарушения. Проступок может быть признан малозначительным в случае, если наступившие последствия правонарушения не повлекли существенного нарушения общественным правоотношениям.

   В таком случае, в отношении юридического лица, совершившего правонарушение, выносится устное замечание, оно освобождается от ответственности, административное дело прекращается.

Адвокат по юридическим лицам в Екатеринбурге

   Нарушение организациями законодательных государственных правовых актов, госстандартов приводит к наступлению административной формы ответственности данных юрлиц. Случаи подобных нарушений указываются федеральным КоАП, региональными актами законов. Региональными законодательными актами определены админнарушения, которые связаны с несоблюдением действующих на местах законов и норм.

   С одинаковой правомерностью рассматривается административная ответственность физических и юридических лиц. Исключения составляют особо указанные случаи, когда по смысловому содержанию установленные правила имеют отношение к физическому лицу. Административно правовая защита прав с нашим юристом по административным спорам – Ваш правильный выбор.

   Профессиональная консультация юриста по административным делам – вот что необходимо Вам сегодня для понимания, что делать завтра, но уже с нашей помощью.

Читайте еще про разрешение административных споров:

С нами оспаривание административного штрафа в срок

Про административную ответственность ИП по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lits

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.