Авторское право 70 лет

Срок действия авторских прав

Авторское право 70 лет

Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав, которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора:

Исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Статья 1281 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;

4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;

5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок авторского права на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.

Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.

Однако после присоединения к Бернской конвенции  (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

Статья 7 Срок охраны:

1. Общее положение;

2. Для кинематографических произведений;

3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;

4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;

6. Более длительные сроки;

7. Более короткие сроки;

8. Применимое законодательство; “сравнение” сроков

Статья 18 Произведения, существующие на момент вступления Конвенции в силу:

1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;

2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;

3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.

Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг

Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права

Статьи и новости по теме:

Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >

Европейский парламент сегодня проал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

[  1   2   3   4  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava/srok_deystviya_avtorskih_prav/

70 лет ещё не срок :: Частный Корреспондент

Авторское право 70 лет

10 марта исполнилось 70 лет со дня смерти Михаила Булгакова. Но это не означает, что его произведения автоматически стали общественным достоянием. Руководитель отдела авторского права юридической компании «Усков и Партнёры» Михаил Родионов рассказал «Часкору» о нюансах авторского права и поделился мнением по поводу национализации советского кино.

— После 10 марта начались активные разговоры о том, что произведения Михаила Булгакова переходят в общественное достояние.

Так ли это?
— Истечение срока правовой охраны и переход произведения в общественное достояние нужно исчислять не просто исходя из биографических данных, а исходя из обстоятельств истории создания и обнародования каждого произведения.

В достаточно большом количестве случаев действующий закон — часть 4 ГК РФ — предусматривает пролонгированный срок охраны авторства.

Булгаков умер в 1940 году. Раньше у нас действовал закон о 50-летнем сроке охраны авторства. И существует переходное положение, если ранее установленный 50-летний срок истёк к 1 января 1993 года, то 70-летний срок не применяется. Исходя из этого положения, общий срок охраны авторского права Булгакова истёк почти 20 лет назад.

Авторы нового законопроекта «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера» на деле хотят не ограничить оборот соответствующей продукции, а, напротив, легализовать, централизовать и защитить его от свободного копирования. Такая активизация законотворческой деятельности говорит о том, что депутаты, похоже, всерьёз намерены раскрыть тему порнографии с эротикой, и декабрьский законопроект имеет все шансы быть принятым в разумные сроки.

Однако, например, роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966—1967 годах. В отношении этого произведения действует положение статьи 1281 пункт 3 ГК РФ, в соответствии с которой при обнародовании произведения после смерти автора срок правовой охраны исчисляется с 1 января года, следующего за годом опубликования произведения.

Нужно энциклопедически точно устанавливать, когда было опубликовано каждое произведение, и отсюда исчислять срок охраны авторских прав. Всё, что было опубликовано при жизни Булгакова, например «Дни Турбиных», уже давно общественное достояние. То, что было опубликовано после смерти — в зависимости от даты публикации.

Кроме того, сроки действия авторского права исчисляются не с календарной даты смерти или публикации, а с 1 января года следующего за годом смерти автора или обнародования произведения.

— Какие ещё особенности существуют?
— Например, соавторство. Исчисления срока действия авторского права в этом случае осуществляется исходя из даты кончины пережившего соавтора, то есть того из соавторов, кто прожил дольше всех. Один из знаменитых случаев соавторства — Ильф и Петров.

Ильф умер в 1937 году, а Петров погиб в 1942 году. У тех авторов, кто воевал и работал в годы войны, срок авторского права продлевается на четыре года.

Таким образом, действие авторского права на «Двенадцать стульев» не истекло по состоянию на 1 января 1993 года и будет охраняться как минимум до 2017 года.

Авторское право репрессированных авторов охраняется, начиная с года реабилитации.

70-летний срок — только самое общее правило охраны авторского права. Но в значительном числе случаев срок действия авторского права на практике может быть пролонгирован.

По конституции нет ценности выше, чем права и свободы человека и гражданина. И мы всегда должны исходить из презумпции действия авторских прав. Если мы говорим об авторе, который является нашим ближайшим современником, то, скорее всего, авторское право действует.

Хорошо, что у книг есть выходные данные. А ведь есть ещё колоссальное количество мультфильмов. Есть дореволюционные фильмы, созданные в Российской империи, но их авторы умерли в эмиграции в 60—70 годы.

По отношению к ним советские декреты и первые законодательные акты в области авторского права не действуют.

Вот и получается, что фильм вроде немой, старый и все о нём забыли, а он вполне себе охраняемый объект авторского права.

— Кстати, о кино. Вы наверняка слышали об инициативе перевода произведений, созданных в советский период при поддержке государства, в общественное достояние по аналогии с американским Copyright Royalty Board.

Как вы к этому относитесь?
— Здесь к вопросу нужно подходить, по возможности не отдаваясь во власть эмоций. Существует действующее постановление правительства РФ № 524, подписанное премьером Сергеем Кириенко ещё в 1998 году.

Им установлены минимальные ставки отчислений кинематографистам при использовании фильмов, созданных до 1992 года, то есть на советских киностудиях. Права на аудиовизуальные произведения, созданные в советские годы, осуществляются правопреемниками этих студий.

Был «Мосфильм» — стал киноконцерн «Мосфильм», был «Ленфильм» — стало акционерное общество «Ленфильм» и так далее.

Когда студия-правообладатель продаёт созданный до 1992 года фильм телеканалам или выпускает его на диске, она должна выплачивать соответствующие отчисления авторам — режиссёру, сценаристу, оператору, художнику.

С другой стороны, судьба прав на многие фильмы не ясна.

Они неоднократно продавались и перепродавались, в результате чего непонятно, кто и от каких доходов должен начислять советским кинематографистам причитающиеся им по постановлению 1998 года отчисления.

Я знаю, что Киностудия им. Горького имела практику выплаты отчислений авторам советских лент.

Поэтому, когда мы упоминаем Татьяну Лиознову и её «Семнадцать мгновений весны», который не сходит с экранов телевидения, то можно с уверенностью говорить о том, что она как режиссёр-постановщик имеет право на авторские отчисления из доходов от использования этого фильма. Возможно, это копеечные отчисления. Но

Американская Федеральная торговая комиссия не только требует, чтобы блогеры уведомляли своих читателей о том, что они получили деньги за тот или иной рекламный пост, но и предлагает ввести штраф за скрытую рекламу: 11 тыс. долларов.

Учитывая тот факт, что зачастую блогерам (в особенности тем, кто не состоит в списке наиболее популярных авторов) платят не наличкой, а самим товаром (к примеру, за положительный пост о ноутбуке дарят сам лэптоп), штраф выглядит более чем внушительно.

Что интересно, о сотрудничестве с теми или иными брендами обяжут рассказывать в том числе и знаменитостей, которые дефилируют на публике в одежде одних и тех же марок.

если речь идёт о постоянно транслируемых фильмах и если постановление правительства

1998 года правообладателями исполняется, то речь может идти о значительной прибавке к пенсиям ветеранов нашего кино. Хотя пенсии многих старых мастеров зачастую не соответствуют их вкладу в искусство.

Никита Сергеевич Михалков, как и остальные авторы, творившие в советский период, должен получать отчисления за свои фильмы. И меня удивляет, что человек, находящийся внутри процесса, председатель Союза кинематографистов, имея возможность привлечь внимание к этому, так мало об этом говорит.

Что же касается национализации. Да, есть мировой прецедент в лице США. Все авторские работы, которые оплачивает правительство США, автоматически становятся общественным достоянием. В этом есть своя справедливость. Государство тратит деньги налогоплательщиков и создаёт не только социальные блага, но и культурный продукт, который должен принадлежать всем.

Есть широко известные результаты работы американского правительства во время Великой депрессии, когда привлекались художники и фотографы, отражавшие жизнь страны в те годы. Были созданы прекрасные фотографии, впоследствии вошедшие в золотой фонд. Они являются собственностью народа.

Но это другая правовая система как таковая. У нас нет такого прецедента, чтобы при живом авторе его произведения переводились в общественное достояние только на том основании, что они делались за государственный счёт. Другой вопрос: справедливо это или нет, но действующее законодательство этого не предусматривает.

Мне лично кажется, что вместо переписывания законов гораздо более действенным было бы надлежащее исполнение существующих.

Если кинематографисты должны по постановлению правительства получать отчисления от использования советских фильмов, то они должны их получать. Но отменять авторское право на советское кино и говорить о том, что это ничьё, общественное, не совсем правильно.

У нас это будет воспринято как анархия. Фильм же создаётся многими людьми. Да, нынешние их версии кто-то реставрировал, чистил звук, оцифровывал.

Нужно обеспечить авторов фильма пусть скромным, но вознаграждением. А это можно сделать, только если фильмы кому-то принадлежат. И если нормативный акт не работает, нужно, чтобы он заработал, пусть и в судебном порядке.

— Тем не менее авторы советского кино оказываются в более незащищённом положении, чем авторы современного кино. Им либо забывают перечислить деньги, либо это сущие копейки, а основной поток денег идёт не причастным людям.
— Я намеренно не касаюсь сейчас позиции конкретных деятелей.

Но считаю, что Никита Сергеевич Михалков как председатель СК должен взяться и поставить вопрос, чтобы при каждом публичном использовании соответствующих произведений авторы советских фильмов не забывались нынешними правообладателями. В постановлении 1998 года указаны конкретные проценты авторских отчислений (см.

приложение).

Когда наступил кризис 1998 года, никто не следил за тем, чтобы авторам выплачивали вознаграждения. Если бы кто-то хотел урегулировать, если бы была инициатива творческого союза, то закон было бы не так просто обойти.

Мы прекрасно понимаем, что авторы год от года не молодеют. Возможно, они и знают, что им причитается, но нет ни сил, ни средств на разбирательства.

Беседовала Юлия Бурмистрова

***

        Приложение к постановлению правительства РФ
          от 29 мая 1998 года № 524

Минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путём передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путём их публичного показа

Вид произведенияМинимальная ставка вознаграждения от дохода, полученного правообладателем кинематографического произведения за каждый вид использования (в процентах)
1. Художественный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр-постановщик5,5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма3,5
главный оператор3,5
художник-постановщик (главный художник)2,5
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5
2. Музыкальный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр-постановщик5,5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма4,5
главный оператор3,5
художник-постановщик (главный художник)2,5
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм1
3. Мультипликационный фильм:
автор сценария4
режиссёр-постановщик7
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма1,5
оператор фильма3
художник-постановщик4
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5
4. Документальный или научно-популярный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр7
оператор5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма1
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5

ОТПРАВИТЬ:      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/70_let_eshche_ne_srok_15936

Авторское право может кормить больше 70 лет

Авторское право 70 лет

Автор может передать только имущественную часть своего права

В России уже нормой стало нарушение авторских и смежных прав. Обычно нарушители незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т. е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав состоит не только в распространении, но и в демонстрации, оглашении, издании, использовании произведения без ведома и согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара.

Юридическое лицо не может быть субъектом авторского права

– Кто считается автором, по действующему российскому законодательству?

– Это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, – рассказывает генеральный директор центра юридического обеспечения и правовой экспертизы “Новация” Татьяна Возжаева. – Юридические лица не могут быть субъектами авторского права.

Исключением являются юридические лица, авторские права которых возникли до введения в действие настоящего закона, их право прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного опубликования произведения или создания неопубликованного произведения.

Речь идет прежде всего о правах на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи.

Надо иметь в виду, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (так называемая презумпция авторства), не имеют значения возраст, дееспособность, состояние здоровья автора. Однако самостоятельное осуществление авторских прав требует определенной степени дееспособности.

– А как появляются авторские права?

– Они приобретаются в силу создания произведения независимо от намерений лица.

Знак охраны авторского права – латинская буква “с”, обведенная в кружок, – проставляется на произведении по желанию автора и подлежит охране независимо от того, присутствует знак или нет.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

– Может ли быть у одного произведения несколько авторов?

– Действительно, законодательство в ряде случаев предусматривает возможность существования прав нескольких лиц на одно произведение. Более того, иногда возникновение совместных прав на одно произведение неизбежно, например в случае написания одной книги несколькими писателями или интервью.

Даже если объем творческого труда соавторов не является одинаковым, это не влияет на признание лица соавтором. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Решение вопросов большинством исключено.

Возможны случаи, при которых части одного произведения могут иметь самостоятельное значение (раздельное соавторство). Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Так, соавтор учебника может после определенной обработки использовать подготовленную им часть учебника в качестве статьи или части другого учебника. Соавторы могут создавать одни части работы совместно, а другие самостоятельно, они могут участвовать в редактировании разделов друг друга и в различной степени влиять на окончательный вид произведения.

Поэтому соавторам целесообразно заранее определить порядок использования произведения как в целом, так и отдельных его частей в договоре между собой.

Человек, у которого берут интервью, тоже соавтор

– Как быть с интервью?

– Это особый вид произведений, созданных в соавторстве. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему его, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. Использование интервью допускается лишь с согласия лица, его давшего.

– Какие произведения являются объектом авторского права и подлежат охране?

– Перечень объектов авторского права установлен статьей 7 закона.

К ним относятся литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографические произведения, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, служебные произведения, а также производные произведения, переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, другие переработки, энциклопедии, базы данных. Данный перечень не является исчерпывающим.

– Какие права имеет автор произведения?

– Права авторов принято делить на имущественные и неимущественные, но грань между ними достаточна условна. Личные неимущественные права могут принадлежать только создателю произведения. Они неотчуждаемы от личности автора и, как правило, не могут быть переданы другому лицу. Эти права бессрочны.

Имущественные права на использование произведения могут передаваться от автора другим лицам на основе различных авторских договоров. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Первоначальное авторское право возникло как средство предотвращения незаконного копирования (английский термин copyright), согласие автора на воспроизведение должно быть получено в любом случае.

Законом установлено, что автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

Авторские права действуют еще 70 лет после смерти автора

– Чем отличаются авторские права от смежных прав?

– Смежные права получили свое название по их связи с авторскими правами. Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей.

Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

Данный знак состоит из 3 элементов: латинской буквы “р” в окружности, имени, наименования обладателя исключительных смежных прав, года первого опубликования фонограммы.

– В течение какого срока действует авторское право?

– В соответствии со статьей 27 Закона авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Если произведение было выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после его выпуска. По истечении срока действия авторского права на произведение оно переходит в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным соблюдением права авторства, права на имя и на защиту репутации автора.

Срок действия смежных прав, установленный законом, – 50 лет после первого исполнения или постановки.

Справка “СМ Номер один”

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), регулируются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. “Об авторском праве и смежных правах”.

Законодательство относит к личным неимущественным следующие права:

– право авторства – признаваться автором произведения;

– право на имя – использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно;

– право на обнародование – обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв;

– право на защиту репутации автора – право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Центр юридического обеспечения и правовой экспертизы “Новация”:

– Оформление прав на объекты недвижимости любой сложности, помощь при приватизации квартир, юридическое сопровождение сделок.

– Правовой анализ, экспертиза всех видов документов.

– Представительство в суде, консалтинговые услуги.

– Помощь предприятиям разных форм собственности, рекомендации по эффективному применению права.

Иркутск, ул. Байкальская, 215а, тел.: 35-65-85, e-mail: novacia@bk.ru.

Источник: http://baik-info.ru/sm/2006/41/016001.html

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Авторское право 70 лет

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора.

 Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— источник заимствования;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Источник: https://lawinweb.ru/komu-prinadlezhit-avtorskoe-pravo-esli-avtor-umer/

Общественное достояние: что это и как им пользоваться

Авторское право 70 лет

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).

Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.

Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали — нет.

Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.).

Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина.

Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли, то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Как пример: Венера Ботичелли в исполнении Энди Уорхола.

Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.

В странах Евросоюза срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора. Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры.

Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации.

Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён.

Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).

Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России.

В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом«музейном праве».

Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.

Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения.

То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на .

Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.

Полезные ссылки:

  • Проект Gutenberg — 57 000 электронных книг в свободном доступе (на английском) 
  • Красивая галерея с разными произведениями общественного достояния https://publicdomainreview.org/
  • Музыка https://musopen.org/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5b9c5830905f5683495a3/obscestvennoe-dostoianie-chto-eto-i-kak-im-polzovatsia-5b5eee8bf8c46b00a932659e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.