Дать характеристику это

Образец характеристики на работника с места работы: зачем нужна и как правильно составить

Дать характеристику это

Характеристика — это документ, в котором работодатель дает оценку личным и профессиональным качествам сотрудника. Она необходима для суда, кредиторов, при трудоустройстве на новую должность. 

Некоторые считают, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее представлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ такой документ с места работы представляют не позднее трех рабочих дней со дня обращения.

Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты, — для них оформляется характеристика с последнего места работы (Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу №33-28750).

Рекомендацию вправе запросить не только сам работник, но и государственные органы. Зачем она нужна? Вот лишь небольшой список ситуаций, когда ее спрашивают:

  • при трудоустройстве на новую должность;
  • при оформлении кредита;
  • при обращении в органы опеки;
  • для предоставления в учебное заведение;
  • при награждении премией, государственной наградой;
  • для суда.

В зависимости от места, куда адресуется документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности

Рекомендации бывают:

  • внешние;
  • внутренние;
  • положительные;
  • отрицательные.

Внешние — это те документы, которые представляются в другие организации или государственные органы. При их составлении необходимо уточнить у работника цель запроса — от этого зависит стиль написания и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно делают акцент на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист просит подготовить документ непосредственного начальника характеризуемого, в общих чертах рассказав ему, как написать характеристику на работника, и снабдив его образцом.

Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который плохо знаком с коллегами, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного человека.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст с работником. Но если тот не согласен с содержанием, то вправе оспорить документ в судебном порядке.

Общие требования

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Тем не менее общие правила все-таки существуют.

Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указываются полные реквизиты, особенно если его официально требует какое-либо учреждение.

Рассмотрим подробнее, как правильно оформить характеристику на работника. В ней следует указать:

1. Персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, сведения о наличии различных наград.

2. Сведения о работе. Раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах данной организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица.

Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т.д., то об этом тоже стоит упомянуть. Кроме того, в данном разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т.п.

) или дисциплинарных взысканий.

3. Личные качества. Данная информация является самой важной. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества.

Если же работник является исполнителем, то следует указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т.д.

Также в данном разделе надо раскрыть взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы его подписал руководитель организации. Обязательны подпись и печать (если последняя есть в компании). Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: постарайтесь уместить всю информацию на одном листе.

О чем писать

Главное требование к документу — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого человека и помочь сформировать правильное мнение о нем.

При этом содержание меняется в зависимости от того, для кого готовится рекомендация. Если работник намерен обратиться в органы опеки с целью усыновления следует особо отметить его личные качества: например, доброжелательность, заботливость, хорошие манеры.

Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный».

Для суда важны подробности того, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Источник: https://ppt.ru/forms/rabota/harakteristika

Характеристика – анахронизм или реальность?

Дать характеристику это

Всякого человека должно судить по его делам.

Мигель де Сервантес Сааведра

Умение грамотно написать характеристику пригодится руководителю любого уровня в любой сфере деятельности. Что такое характеристика и имеет ли она право на существование в современном деловом мире?

Характеристику выдает руководитель организации (учебного заведения) работнику (практиканту, студенту) при смене места работы, направлении в командировку или на учебу с отрывом от производства.

Однако выдать характеристику может и руководитель структурного подразделения при переводе работника на другую должность, аттестации, прохождении производственной практики, а также при поощрении или наложении взыскания.

Виды характеристик. Различают следующие виды характеристик:

  • внутренняя – предназначена для использования внутри организации;
  • внешняя – предназначена для использования за пределами организации и составляется по запросам государственных, правоохранительных и иных органов, сторонних организаций (например, банковских или образовательных учреждений), а также самого работника.

Тип характеристики зависит, как правило, от того, для каких целей она составляется.

Представление (презентация) – понадобится:

  • при аттестации;
  • назначении на другую должность;
  • присвоении чина/ранга/звания (для ряда государственных органов);
  • принятии решения о поощрении;
  • применении мер дисциплинарного взыскания;
  • увольнении (для ряда государственных органов).

Отзыв – требуется:

  • при переводе в другое структурное подразделение/филиал/дочернюю организацию;
  • при применении мер дисциплинарного взыскания;
  • как ответ на запросы государственных, правоохранительных и иных органов, сторонних организаций;
  • при прохождении производственной практики.

Рекомендация – может оформляться:

  • при переводе в другое структурное подразделение/филиал/дочернюю компанию;
  • поступлении в вуз;
  • смене места работы.

Разумеется, можно выделить отзыв, рекомендацию и представление как отдельные документы. Однако классификация эта весьма условная. Например, применение мер дисциплинарного взыскания может оформляться и в виде представления, и в виде отзыва, а перевод в другое структурное подразделение, филиал/дочернюю компанию – в виде отзыва или рекомендации.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Внешнюю характеристику составляет, как правило, руководитель структурного подразделения или кадровой службы. Подписывает документ руководитель организации или уполномоченное (например, на основании доверенности) должностное лицо. При необходимости характеристику могут подписать сразу два должностных лица, например генеральный директор и руководитель кадровой службы.

Внешнюю характеристику можно оформить на фирменном бланке организации на листе формата А4, исходя из общих правил деловой переписки и работы с внешними исходящими документами. Как любой официальный документ, внешняя характеристика должна содержать набор обязательных реквизитов.

Состав реквизитов характеристики следующий (Пример 1):

  • эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
  • наименование организации;
  • справочные данные об организации;
  • наименование вида документа;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • ссылка на регистрационный номер и дату документа;
  • адресат (по просьбе работника наименование адресата может быть заменено на фразу «по месту требования»);
  • текст документа;
  • подпись;
  • отметка об исполнителе.

Текст характеристики должен быть составлен официальным деловым языком, выверен логически и подтвержден фактами. Формулировки в тексте должны отвечать целям запроса.

Например, рекомендация для нового места работы должна содержать информацию о профессиональных, деловых, потенциальных возможностях работника, а отзыв по требованию судебных органов может быть дополнен беспристрастными сведениями о социально-психологической устойчивости.

Что указать в тексте характеристики. В зависимости от целей написания характеристики в тексте указывают:

  • общие анкетные сведения, включая дату и место рождения (например, при ответе на запрос государственных органов или по просьбе работника);
  • полные сведения об образовании: наименование вуза, его местонахождение, год окончания, с указанием информации о присвоении специальности и квалификации;
  • краткую информация о предыдущих местах работы, согласно трудовой книжке (только при необходимости, например при ответе на запрос государственных органов или по просьбе работника);
  • стаж работы по специальности и/или стаж работы в данной организации;
  • информацию по трудовой деятельности на настоящем месте работы: дату трудоустройства, занимаемые должности, краткое описание должностных обязанностей по последней должности (при понижении в должности обязательно указываются причины);
  • краткую информацию о достижениях;
  • характеристику личностных и деловых качеств, уровень работоспособности, профессиональной компетенции, культуры, коммуникабельности, способность к самообразованию и саморазвитию и т.п.;
  • информацию о поощрениях, наградах или взысканиях (при наличии последних обязательно указываются причины);
  • сведения о профессиональной переподготовке (прохождение курсов повышения квалификации, профессиональных тренингов, других видов обучения);
  • характеристику общественной деятельности и т.д.

М.Е. Тарасова, специалист по документационному обеспечению

Источник: https://www.profiz.ru/sr/12_2017/charakteristika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.