Формальный состав правонарушения

Содержание

Формальный и материальный состав административного правонарушения примеры

Формальный состав правонарушения

Под юридическим составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативными правовыми актами объективных и субъективных признаков, наличие которых дает основание признать совершенное деяние административным правонарушением.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объект правонарушения — подлежащие юридической защите общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.

Общим объектом административных правонарушений признаются общественные отношения, возникающие в экономической, политической, социально-культурной и межотраслевой сферах и охраняемые мерами государственного принуждения.

Родовым объектом административного правонарушения являются общественные отношения, характеризуемые едиными признаками и складывающиеся в определенной сфере деятельности (например, область дорожного движения; общественный порядок и общественная безопасность; порядок управления и т.д.). Родовой объект указывается в названии главы особенной части КоАП РФ.

Непосредственный объект — часть родового объекта, представляющая собой общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и указывается или подразумевается в названии статьи особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное поведение или бездействие и наступившие вредные последствия.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от таких её признаков, как время, место, способ, орудия, обстановка, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения подразделяются на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с формальным составом — правонарушения, которые не причиняют реальных вредных последствий. Они связаны с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред (пример, нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарных норм, не связанных с причинением материального или физического вреда).

Административные правонарушения с материальным составом — административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред. Такие правонарушения причиняют вред имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (причинение телесных повреждений).

Субъектами административного правонарушения является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок.

По действующему законодательству субъектами административных нарушений признаются:

В законодательстве различаются:

общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет,

специальные субъекты – должностные лица, водители, несовершеннолетние и др.,

особые субъекты – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Должностные лица привлекаются к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основания, то есть как физическое лицо.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющими функции представительной власти, то есть наделанных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данных должностных лиц, а равно и лиц, выполняющих организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, а также Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов ОВД несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам:

— за нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охранно-рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду -несут ответственность на общих основаниях.

Административная ответственность юридического лица начинается с момента его образования.

Находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопрос об ответственности иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности.

Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Формы вины, определяемые ч.1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ устанавливают правовые критерии умысла и неосторожности применительно к деянию, совершенному физическим лицом.

Разграничение неосторожной формы вины обусловлено возможностью оценки нарушителем потенциальной вредоносности деяния. При этом лицо предвидит указанные негативные последствия, но самонадеянно рассчитывает предотвратить их наступление, либо оно не предвидит возможности причинения вреда, хотя должно было и могло предвидеть такую возможность.

Отграничение умышленной формы вины от неосторожной при совершении административного проступка имеет важное практическое значение: в некоторых случаях КоАП РФ относит к проступкам только умышленные действия (бездействия), установление признаков неосторожной вины исключает производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 5.14, 19.16, 21.7 КоАП РФ).

Квалификация неосторожной вины в указанных случаях означает отсутствие состава административного правонарушения — наличие указанных обстоятельств, согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, исключает возможность административно-процессуальных действий.

Для юридических лиц КоАП РФ не определяет формы вины, а лишь устанавливает условия виновности юридического лица. К ним относятся:

1. наличие обстоятельств, подтверждающих неприятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

2. наличие у юридического лица возможности принять такие меры (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

При этом КоАП РФ подчеркивает, что привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за совершенное административное правонарушение юридическое лицо. И наоборот, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо ( ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

При оценки критериев вины необходимо учитывать принцип презумпции невиновности, установленный ст. 1.5 КоАП РФ. Презумпция (от лат.

praesumptio) является предположение, признаваемое достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Вина лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения должна быть доказана при рассмотрении дела и установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным, муниципальным органом (органом административной юрисдикции) или их должностными лицами, но не лицом, привлекаемым к административно ответственности. Это лицо не обязано доказывать свою невиновность, но вправе делать это, руководствуясь субъективным мировозрением, без морального или физического принуждения со стороны указанных органов.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель и мотив.

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/formalnyj-i-materialnyj-sostav-administrativnogo.html

Формальный состав административного правонарушения

Формальный состав правонарушения

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато.

Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден.

Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав.

Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое.

Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: «Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания»*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

Читайте так же:  Срок давности проекта

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.

5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизациизаконодательства, обобщения судебной практики

Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

Источник: https://prod-base.ru/formalnyj-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Материальный и формальный состав преступления. Формальный состав преступления: примеры

Формальный состав правонарушения

Преступление – это предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, совершенное субъектом. За такое правонарушение закон предусматривает уголовную ответственность. Кодекс определяет, за какие именно деяния наказываются субъекты, которые их совершают.

Для расследования преступления важно определить его характер – оконченное либо неоконченное. Однако здесь важно не просто наличие всех необходимых признаков. Весомую роль играет представление человека о конечном результате поступка: реализовались ли общественно опасные деяния, которые задумывались, и наступили ли желаемые последствия.

Исходя из этого, стоит обратиться к классификации состава преступления в зависимости от содержания объективной стороны. То есть таким образом можно выделить момент окончания преступных действий. Итак, выделяют формальный, материальный, усеченный составы преступления.

Каждый из этих видов имеет свое значение в криминально-правовой науке, поэтому необходимо детально рассмотреть все варианты. Многие ученые склоняются к мысли, что существует только два основных типа – формальный и материальный состав преступления. Утверждают, что усеченный – это разновидность первого и как самостоятельный существовать не будет.

Формальный состав преступления: как определить?

Под преступлением с формальным составом понимают такой вид правонарушения, который предусматривает, что оно будет оконченным с того момента, когда совершено общественно опасное деяние. То есть в число необходимых признаков не включены причинная связь и последствия.

Итак, объект такого преступления не отличается от объектов материального либо усеченного составов. То есть это все те же охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. За нанесение им конкретного вреда или создания угрозы его нанесения предусмотрена ответственность.

Что касается субъекта, то он также не отличается от остальных составов преступления. Это то же физическое лицо, совершающее правонарушение в возрасте, с которого в соответствии с Уголовным кодексом РФ наступает уголовная ответственность.

Существуют также и другие признаки формального состава преступления. К ним относят объективную и субъективную сторону. Именно в этих категориях и содержатся основные отличия этого состава от остальных.

Объективная и субъективная сторона формального состава преступления

Объективную сторону определяют внешние проявления общественно опасного посягательства.

Формальный и усеченный состав преступления разнятся тем, что в первом наказуемым считается именно совершение преступных действий (либо бездействие). Наступления определенных преступных последствий не требуется.

Получается, что преступник совершает все действия, которые хотел, а значит состав считается оконченным без наступления опасного для общественности вреда.

Практика показала, что больший процент преступлений с формальным составом совершается с прямым умыслом.

Принято считать, что совершение такого правонарушения не может быть неосторожным, потому что это требует конкретного субъективного отношения к наступающим последствиям.

В случае если они не наступают, то виновное лицо не будет привлечено к ответственности согласно УК. В такой ситуации наказание будет определено по административному законодательству.

Формальный состав преступления: примеры

Для того чтобы нагляднее рассмотреть данный вид состава преступления, необходимо опереться на конкретные примеры.

Итак, проанализировав ст.

139 УК, можно сказать, что нарушение неприкосновенности жилища, согласно вышесказанному, является оконченным с момента, когда непосредственно произошло незаконное проникновение в помещение, совершающееся против воли человека, который в нем проживает. В этом случае законодателем не было включено в диспозицию статьи общественно опасное преступное последствие как обязательный признак. Хоть оно здесь и наступает в качестве морального ущерба.

Также формальный состав преступления распространяется на государственную измену, вымогательство, изнасилование, получение взятки.

Смешение составов преступления

Бывают случаи, когда законодателем в одном составе в качестве оконченного преступления предусмотрена ответственность, только если выполнены два условия: совершено общественно опасное деяние и наступили последствия.

Для примера возьмем ст. 258 УК.

Эта статья предусматривает ответственность за незаконную охоту, если она совершается: с причинением большого ущерба; с использованием транспортного средства механического типа либо воздушного судна, взрывоопасных средств, газов либо других способов для массового уничтожения зверей и птиц; относительно зверей и птиц, на которых по закону запрещена охота; на природной территории, охраняемой законом, в зоне чрезвычайной ситуации или экологического бедствия. Подобный состав по конструкции называется материально-формальный состав преступления.

Преступления с материальным составом

Это состав, преступление при котором является оконченным с момента, когда наступают общественно опасные последствия. То есть последствия – это обязательное условие, без которого совершенное правонарушение будет трактоваться по-другому.

К преступлениям с материальным составом относят, например, убийство, кражу, телесные повреждения разной степени, мошенничество и другое.

Преступления с усеченным составом

Это такой состав преступления, при котором правонарушение считается оконченным с момента предварительной преступной деятельности, то есть на стадии приготовления или покушения. Определение сразу дает понять, почему формальный состав преступления и усеченный совмещают в один. Потому что в обоих случаях отсутствуют последствия как обязательный признак.

К преступлениям с формальным составом относят, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, разбой, формирование преступной организации, бандитизм и другое.

Общие и отличительные черты

По ходу мы выяснили, что формальный и материальный состав преступления – это виды, которые имеют общие объекты и субъекты, однако объективная и субъективная стороны полностью разные. Они имеют различные обязательные признаки этих сторон, поэтому спутать эти два типа довольно сложно.

Что же касается усеченного состава, то он также имеет общие черты с формальным и материальным. Их объединяют общественные отношения, охраняемые законом, и физическое лицо, совершающее преступление.

Однако объективная сторона этого состава правонарушения имеет общие черты только с одним.

Об этом неоднократно упоминалось выше – формальный состав преступления не определяет последствия как обязательный признак, как и в усеченном.

Что разное? Для формального достаточно совершить преступные деяния, а для усеченного важна предварительная преступная деятельность.

Что относится к предварительной преступной деятельности?

К этой категории относят приготовление к преступлению и покушение на него. Эти действия называют предварительной преступной деятельностью, потому что они предшествуют оконченному правонарушению. Именно когда они не поглощаются оконченным преступлением, они имеют уголовно-правовое значение.

Приготовление – это деяния, которые направлены на создание необходимых условий для совершения в будущем преступления определенным лицом, однако не доведенные до желаемого результата по причинам, которые не зависят от воли конкретного лица.

Покушение – это деяния лица, которые направлены непосредственно на совершение правонарушения, однако не доведенные до конца по обстоятельствам, независящим от него.

Эти стадии определяют преступление как неоконченное.

Практическое значение

Выяснение состава преступления имеет весомое практическое значение. Это упрощает процесс определения всех составляющих состава правонарушения.

Это, в свою очередь, дает возможность быстрее и качественнее раскрыть совершенное субъектом преступление.

Кроме того, сложность заключается в том, что не всегда получается правильно определить стадию совершенного правонарушения, а это играет существенную роль при назначении наказания.

Источник: https://FB.ru/article/162695/materialnyiy-i-formalnyiy-sostav-prestupleniya-formalnyiy-sostav-prestupleniya-primeryi

Материальные и формальные составы административного правонарушения

Формальный состав правонарушения

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

. Состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемымматериальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.

4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Составы административных проступков, предусматривающие наступление вредных последствий, реального ущерба, получили наименованиематериальных. В отличие от них так называемые формальные составы не требуют наступления вредных последствий материального характера, реального и измеряемого ущерба.

Для последних достаточно нарушения законодательства, норм, правил, стандартов, лицензий, квот или неповиновения законным распоряжениям уполномоченных должностных лиц, невыполнения подобных распоряжений.

В КоАП РФ сформулирован такой состав административного проступка, как “невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа” [45.Ст. 19.5, ч. 2]. Несмотря на формальный характер проступка, за него установлен солидный административный штраф.

Иногда формальное на первый взгляд деяние имеет в законодательстве материальное измерение. Так, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов [45.

Ст. 15.11].

В примечании к указанной статье дается определение грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а равно искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

60.Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Особенности административной ответственности специальных субъектов. пециальные субъекты – такие субъекты, у которых к их общему административному статусу прибавляется какой-либо социальный статус.

Примеры: военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел, государственные служащие, инвалиды, беременные женщины.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Федеральные законы закрепляют особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых иных лиц).

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий [статья 40, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”].

В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, ВС республики, краевого и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В отношении иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого и др. также по представлению Генерального прокурора РФ.

К судьям применяется два вида дисциплинарной ответственности (осуществляет квалификационная коллегия судей): предупреждение, досрочное прекращение полномочий.

Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей к административной ответственности.

Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц)

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры.

С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам [статья 28, Федеральный закон “О статусе военнослужащих”].

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 22965 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-61755.html

4 формальные и материальные составы административных правонарушений

Формальный состав правонарушения

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.

4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч.

3 этой же статьи — за нарушения, следствием которых стали материальные последствия в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно- следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует установления.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Читать еще:  Принуждение к увольнению как защитить свои права

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ).

Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.

Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица.

Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч.

Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия.

Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния.

Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Читать еще:  Типовой договор поставки материалов образец

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для ания на референдуме с целью проать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта.

Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е.

лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Источник: https://uristregist.ru/raznoe/4-formalnye-i-materialnye-sostavy-administrativnyh-pravonarushenij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.