Гарантиями принципа независимости судей являются

Независимость судей арбитражных судов

Гарантиями принципа независимости судей являются
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Независимость судей арбитражных судов

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия.

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия. Данное понятие является гарантией для проведения справедливого и законного рассмотрения всех судебных дел.

Принцип независимости судей арбитражных судов и подчинение их только закону

Федеральная Конституция гарантирует независимость судей и подчинение их только закону. Поэтому при рассмотрении судебных дел о несоответствии нормативно-правовых актов любой юридической силы судьи должны принимать окончательное решение исключительно в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, судебные служащие должны распоряжаться своей властью самостоятельно и независимо от воли посторонних лиц, при условии строгого подчинения государственному законодательству.

Принцип независимости судей арбитражных судов обязателен к применению, так как нарушение данного положения подразумевает нарушение норм процессуального права и влечет за собой отмену всех принятых решений.

Судья арбитражного суда не обязан давать любые объяснения в отношении рассмотренных ранее судебных дел или производств, которые находятся в процессе рассмотрения, а также не обязан представлять любым лицам материалы судебного дела для ознакомления, если такие случаи не предусматриваются процессуальным законодательством. Независимость судей и необходимость их беспрекословного подчинения закону является важным положением для обеспечения основных принципов арбитражного судебного производства. Положения, которые выступают основополагающими для обеспечения неприкосновенности судей, предусматривают соблюдение следующих норм:

  • соответствие судей и кандидатов в судьи всем требованием;
  • соблюдение порядка назначения судей;
  • проведения присяги судей;
  • запрет на вмешательство в деятельность судей в процессе совершения правосудия со стороны посторонних лиц под угрозой юридической ответственности;
  • право на отставку;
  • действие системы органов судейского сообщества;
  • соблюдение определенной законодательством процедуры по осуществлению правосудия;
  • использование норм порядка приостановления и полного прекращения судейских полномочий;
  • полная неприкосновенность судей;
  • предоставление материального и социального обеспечения сотруднику арбитражного суда со стороны государства.

Гарантии независимости судей арбитражных судов. Классификация данных гарантий

Гарантии независимости судей заключаются в принципе разделения власти, который предусматривает самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Независимость и неприкосновенность судей гарантируется известными юридическими положениями, которые можно отразить в следующем списке:

  • Судья в момент исполнения своих полномочий или прекращения своих обязанностей не может привлекаться к любому виду ответственности за любое мнение, которое было выражено при проведении судебных разбирательств;
  • Решение, которое касается привлечения судьи арбитражного суда к административной ответственности, должно приниматься судебной коллегией, состоящей из трех судей;
  • Личный досмотр судьи не позволяется. Исключением выступают случаи, которые важны для обеспечения государственной и общественной безопасности;
  • Решение судебной коллегии в составе трех судей является единственным основанием, которое позволяет проведение оперативных и розыскных мероприятий в отношении судей. Сюда также включаются следственные действия, которые связаны с ограничением гражданских прав судей, определенным нарушением его неприкосновенности. Следственные действия позволяются при условии отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении судьи;
  • В отношении любого судьи может приниматься решение, которое ухудшит его юридическое положение. Данные решения могут касаться возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения судьи в качестве обвиняемого лица, изменения процесса расследования или изменения квалификации состава уголовного преступления;
  • Судья, который был задержан при наличии подозрений в совершении уголовного преступления или принудительно доставлен в государственное учреждение, должен быть освобожден, если его личность установлена;
  • Решение, которое предусматривает заключение судьи арбитражного суда под стражу, может приниматься исключительно судебной коллегией, состоящей из трех судей.

Данные гарантии независимости судей должны применяться в отношении каждого судьи, который является сотрудником арбитражного судебного органа.

Внепроцессуальные обращения к суду

Все обращения, составленные участниками арбитражного судебного процесса, считаются процессуальными, даже при условии наличия нарушений относительно процессуальной формы документа. Обращение, которое не соответствует установленной юридической форме, зачастую адресуется судье, председателю, заместителю председателя арбитражного суда, председателю судебного состава или коллегии.

Составители внепроцессуальных обращений в отношении арбитражного судебного процесса зачастую не обладают правами для подачи таких документов.

Внепроцессуальным обращением к судебным служащим является обращение, которое составлено в определенной письменной или устной форме от лиц, не являющихся участниками конкретного судебного разбирательства. Такими лицами могут быть следующие субъекты:

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • прочие органы и учреждения;
  • организации;
  • должностные лица;
  • граждане и др.

Обращения, которые не касаются судебного процесса, могут адресоваться ответственному судье, председателю судебного органа, заместителю председателя суда, председателю судебной коллегии. Все обращения, которые не касаются судебного процесса, делятся на несколько типов, основные среди которых:

  • обращения от участников конкретного судебного разбирательства;
  • документы от участников арбитражного суда, которые обладают правами составления обращений;
  • обращения, которые исключают необходимость осуществления процессуальных действий в отношении направления документа, не соответствующего установленной форме;
  • обращения от лиц, которые не являются участниками судебного процесса;
  • документы от субъектов арбитражного судебного процесса, которые имеют соответствующие права, однако законодательство исключает обязанность судей в рассмотрении подобных обращений.

Участниками судебного разбирательства считаются все лица, которые имеют возможность реализовать свои арбитражные процессуальные права в процессе рассмотрения судебных дел.

Пресечение постороннего воздействия на судей арбитражных судов, вмешательства в их деятельность. Ответственность за подобные действия

Принцип неприкосновенности и независимости судей арбитражного суда обязывает судебные органы своевременно пресекать какие-либо попытки вмешательства в процесс рассмотрения судебных дел со стороны посторонних лиц.

Судебные учреждения обязаны ставить перед виновными лицами вопрос о возможной ответственности должностных лиц.

Основаниями для принятия мер по защите должностных лиц и государственных служащих являются следующие случаи:

  • факты нарушения и несоблюдения принципов независимости и неприкосновенности судей арбитражных судов;
  • наличие угрозы по поводу физического воздействия в отношении судей и их близких со стороны посторонних лиц;
  • случаи посягательства на имущество судей арбитражных судов.

Неприкосновенность судьи

Каждый арбитражный судья является полностью неприкосновенной личностью. Данная неприкосновенность гарантируется во всех сферах профессиональной и личной деятельности судей. Сюда относится неприкосновенность:

  • личности судьи;
  • жилых и служебных помещений;
  • транспортных средств;
  • документации;
  • личного имущества;
  • тайна корреспонденции и переписки и др.

Неприкосновенность судей регламентируется процессуальными законодательными нормами и гарантируется всем судьям, которые находятся при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/nezavisimost-sudej-arbitrazhnyx-sudov.html

Проблема независимости судей в Российской Федерации

Гарантиями принципа независимости судей являются

Конституционно-правовые принципы осуществления судебной деятельности закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации (далее – РФ). Статья 120 Конституции РФ закрепляет положение о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону [1].

Принцип независимости судей, являющийся основным по отношению к иным принципам правосудия, помимо Конституции РФ, декларируется также в федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ», федеральном законе «О статусе судей».

Данный принцип означает, что судья рассматривает дело в такой обстановке, которая исключает любое воздействие, а также выносит решения в соответствии с Конституцией РФ и федеральному закону.

Вмешательство в деятельность судьи в какой бы то ни было форме, дача указаний по разрешению судебного дела, попытка оказать давление на судью является нарушением принципа независимости и, следовательно, влечет установленную законом ответственность.

Понятие «независимость» по своему содержанию очень сходна с такими понятиями как «автономность», «самостоятельность». Как считает К.Ф.

Гуценко, независимость судей – это «гарантированная возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона, по внутреннему убеждению, без какого бы то ни было давления, вмешательства или иного воздействия извне» [2]. Г.Д.

Садовникова толкует исследуемый принцип аналогичным образом: она считает, что независимость судей проявляется в том, что они самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией и законом [3].

Таким образом, принцип независимости судей заключается в том, что исключается любое вмешательство или воздействие на судей при разрешении им уголовных, гражданских, конституционным, арбитражным и иным делам.

Необходимо сказать, что существуют законодательно закрепленные гарантии независимости судей. Они закреплены в ст.

9 Закона «О статусе судей»: независимость судьи обеспечивается 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; 2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; 3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; 4) неприкосновенностью судьи; 5) системой органов судейского сообщества; 6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу [4]. Такие гарантии призваны усиливать независимость судей, а также выявлять и предотвращать коррупцию в сфере правосудия.

Несмотря на то, что независимость судей является основным принципом осуществления правосудия, обеспечивается рядом вышеперечисленных гарантий, на практике существуют некоторые проблемы, спорные моменты при реализации данного принципа. Во-первых, это зависимость председателей судов и заместителей от главы государства.

Это связано с тем, что основная масса судей назначается главой государства – Президентом РФ.

Нельзя не согласиться с позицией о том, что нынешний порядок отбора судей и назначения их на должность не позволяет судебной системе быть самостоятельной, делает судебную власть производной от воли главы государства, приводит к излишней концентрации полномочий [5].

По большинству уголовных дел, а именно по делам о преступлениях против государственной власти (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств и пр.

), судьи выносят решения не объективно, назначая более мягкое наказание, понимая, что вероятнее всего «объективное», законное процессуальное решение будет отменено вышестоящей инстанцией из-за высокого статуса и положения того или иного должностного лица, а судью привлекут к дисциплинарной ответственности вплоть до отстранения от должности. Это является наглядным примером того, что судьи зависимы не только от главы государства, но и от представительной власти.

Второй проблемой является материальное обеспечение судей. По мнению самих судей, в частности Г.Т. Ермошина и Н.А.

Петухова, не в полной мере сформирован механизм обеспечения судей жильем (жилье предоставляется как служебное, а не собственное); имеются недостатки при выплате страхового возмещения, медицинского обеспечения; стаж работы в иных правоохранительных органах (до судейская деятельность) не включается в стаж работы судьей [6].

Еще одна немаловажная проблема – это зависимость судьи от председателя суда. Председатель наделен полномочием распределения дел между судьями. Разумеется, председатель суда знает каждого судью и, следовательно, может использовать данное полномочие с целью повлиять на исход дела.

В свою очередь, судьи зависимы и материально: именно от воли председателя суда зависит, получит ли судья премии, надбавки. От председателя зависит и продвижение судьи по службе – именно они играют значительную роль в вопросах назначения на должность, повышения в должности и отстранение их от должности.

Однако с сентября 2019 года урезали «дисциплинарную власть» председателей: теперь они лишены полномочий в сфере привлечения судей к дисциплинарной ответственности, они не могут проверять жалобы на дисциплинарные нарушения судей и у них больше нет права «вето» по вопросам отбора кандидатов в судьи. Таким образом, предоставление широких полномочий председателям судов не совсем положительно может повлиять на независимую деятельность судей.

В заключение хотелось бы отметить, что вопросы усиления независимости судей требуют особого внимания и немедленного решения.

Деятельность судей требует исключения любого вмешательства при разрешении им судебных дел со стороны главы государства, исполнительной и законодательной ветвей власти, а также внутри судебной системы, чтобы обеспечить вынесение объективных и беспристрастных решений, эффективно защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

Источник: https://apni.ru/article/859-problema-nezavisimosti-sudej-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.