Исполнительное судопроизводство

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Исполнительное судопроизводство

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. – М.: ООО “ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ”, 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.

А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

https://www.youtube.com/watch?v=aE73ZlSAqjs

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Исполнительное производство: что это такое, основные этапы и полномочия судебных приставов

Исполнительное судопроизводство

Исполнительное производство – довольно широкое понятие. К сожалению, многие жители нашей страны уже успели столкнуться с теми или иными действиями судебных приставов (и не всегда корректных). Мы расскажем, что такое исполнительное производство, ограничен ли этот процесс по срокам, и какова система работы судебных приставов по исполнительным листам.

Исполнительное производство – это совокупность определенных процессов и действий соответствующих государственных органов. Название этого процесса произошло от того, что он носит исполнительный характер, то есть, направлен на непосредственное (принудительное) исполнение определенных требований.

Исполнительное производство, как и любой процесс, имеет два субъекта: должник и судебный пристав (исполнитель, взыскатель). Оба субъекта связаны между собой объектом исполнительного производства – исполнительным листом.

Исполнительные документы, в частности исполнительные листы, вступают в законную силу после решения суда. В случае, если должник самостоятельно и добровольно погасил все свои текущие обязательства по исполнительному листу, то исполнительное производство в отношении него возбуждаться не будет.

Исполнительный лист (образец ) – это один из видов исполнительных документов. Выдается такой документ после вынесения судебного решения. В нем содержится информация о деле, а также результат проведенного судебного разбирательства.

Органом, регулирующим работу исполнительного производства, в Российской Федерации является Федеральная служба судебных приставов. Судебные приставы – исполнители выполняют функцию принудительного взыскания. То есть ищут и задействуют все возможные способы по скорейшему исполнению обязательств должника по исполнительному листу.

Такое есть не во всех странах, например, во Франции действует исключительно частная система взыскания.

Вариантами мер по принудительному исполнению решения суда в России служат:

  • взыскание имущества;
  • наложение ареста на имущество должника;
  • принудительное вселение взыскателя в жилое имущество должника (либо принудительное выселение должника);
  • обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником, и прочие меры. Данная мера в России является наиболее популярной, так как у 90% должников нет никакого имущества в собственности, и им приходится принудительно выплачивать 50% от поступлений. В некоторых случаях процент выплат повышается до 70%.

Хоть в России и говорят о слишком жесткой системе взыскания, в той же Белоруссии судебные приставы имеют намного больше полномочий в рамках законодательства. Например, они могут запретить должнику пользоваться личным мобильным телефоном и интернетом.

Законодательный регламент процесса исполнительного производства

Любой судебный пристав из ФССП обязан осуществлять свою работу в соответствии с законодательством РФ. Главным нормативным документом, регламентирующим работу судебных приставов в рамках работы по исполнительному производству, является федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года .

В соответствии со статьей 6.1 закона, Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк исполнительных производств в электронном виде. Общедоступная часть базы данных публикуется на официальном сайте ФССП (адрес – fssprus.ru).

Сведения о процессах исполнительных производств являются общедоступными вплоть до дня окончания или прекращения того или иного исполнительного производства.

Сроки исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается на основании того или иного судебного акта (в момент подачи исполнительного листа от взыскателя).

В соответствии с действующим российским законодательством, исполнительное производство может быть бессрочным. То есть, определенных сроков для исполнительного производства в законах не указано.

Известно лишь, что началом исполнительного производства считается получение официального приказа о его возбуждении.

Это указано в пункте 3 статьи № 15 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ: «Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока».

Кстати, законодательство Таиланда на исполнение судебного решения, «выделяет» судебным приставам 75-100 дней. А в Китае, несмотря на огромную численность населения, и, как следствие, большую загруженность, судебный пристав должен тратить на каждое дело максимум полгода.

Опираясь на среднюю статистику российских кредитных споров, можно сделать вывод, что в крупных городах длительность процесса исполнительного производства длится 2-4 года, в более же мелких городах – 3-6 лет. Данная разница обуславливается, в первую очередь, загруженностью судебного пристава.

К слову, в крупных городах и столицах на одного судебного пристава приходится до 1300 дел, в более мелких городах и населенных пунктах – 350-750 исполнительных производств.

После решения суда и получения кредитором исполнительного листа, он должен в течение 3 лет передать его в службу судебных приставов. Если данный срок прошел, то возбудить исполнительное производство невозможно. Есть исключение – когда взыскатель докажет в суде невозможность обратиться (передать исполнительный лист) к судебным приставам.

Если же судебный пристав закрыл исполнительное производство по определенным причинам, но кредитор не удовлетворен результатом исполнительного производства, он имеет право подать заявление на повторное возбуждение (возобновление) данного процесса.

Такое право дается взыскателю в срок не ранее, чем через 6 месяцев, и не позднее 3 лет после закрытия исполнительного листа.

Процесс исполнительного производства

Процесс исполнительного производства имеет относительно простую схему:

  • взыскатель направляет исполнительный лист судебным приставам;
  • представители службы судебных приставов, в свою очередь, должны принять решение: либо о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе;
  • при принятии решения о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав начинает работу по исполнению требований взыскателя.

На стадии возбуждения исполнительного производства у судебного пристава практически отсутствуют какие-либо сведения о субъекте-должнике (о его имуществе, о наличии транспортных средств, о наличии недвижимости, о наличии и балансе банковских счетов и прочее). Для того чтобы получить наиболее полную и подробную информацию по делу, исполнитель направляет множество запросов в федеральные регистрационные органы (ГИБДД, Росреестр, кредитные организации и т.д.).

На основании полученных информационных результатов, пристав формирует для себя последующую стратегию действий работы. Например, если исполнитель установил, что субъект не владеет никаким имуществом, имеет «нулевые» счета в банках, то, в данном случае, судебный пристав может принять решение об окончании исполнительного производства.

Исполнитель так же может приостановить или совсем закрыть исполнительное производство в случае невозможности установления фактического нахождения объекта (должника).

Порядок окончания исполнительного производства регламентирован статьями № 43-47 закона «Об исполнительном производстве», в котором четко сказано, что судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случаях:

  • фактического исполнения требований по исполнительному документу, то есть, когда пристав в полном объеме исполнил требование (например, взыскал сумму);
  • возвращения исполнительного документа взыскателю (в том случае, когда исполнитель не может определить местонахождение должника);
  • в случае, когда у должника нет ни имущества, ни счетов, ни денег.

На одного из вышеописанных фактов, создается соответствующий акт, на основании которого регистрируется постановление о прекращении исполнительного производства о взыскании.

Дальше, исполнительный лист передается взыскателю. Он имеет право возобновить исполнительное производство в определенный срок (и так практически до бесконечности).

Ранее судебные приставы отправляли от 5 до 10 почтовых извещений должнику в рамках процесса исполнительного производства. Посчитав почтовые расходы, было принято оптимизировать данный процесс. 11 ноября 2019 года был принят и подписан Федеральный Закон № 375-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»».

Ввиду этого Закона, с 1 января 2020 года судебные приставы имеют право общаться с должниками посредством смс-сообщений. Также каждый гражданин России теперь имеет право оформить заявление, с намереньем получать информацию и документы от судебных приставов в электронной форме через портал государственных услуг.

Факторы, влияющие на отказ в возбуждении и отмену исполнительного производства

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.

В законодательстве Российской Федерации нет такого понятия как «отмена исполнительного производства». Так же, как и нет точных сроков его длительности. Исполнительное производство, согласно юридическим терминам, можно только:

  • возбудить;
  • приостановить;
  • прекратить;
  • окончить;
  • закрыть;
  • возобновить.

Соответственно, если должник будет уклоняться от погашения долга, исполнительное производство можно будет возобновлять бесконечное количество раз.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/vse-samoe-vazhnoe-chto-nuzhno-znat-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-v-2020-godu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.