К объективной стороне административного правонарушения относятся

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды

К объективной стороне административного правонарушения относятся

ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ.

Состав административного правонарушения – совокупность установленных административно-правовыми нормами объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние (деяние и его последствия), как правонарушение.

Следует различать понятия «правонарушение» и «состав правонарушения». Правонарушение – это явление реальной действительности, то есть юридический факт. Состав правонарушения – это юридическое понятие (логическая конструкция) о правонарушении, которое излагается в диспозиции административно-правовой нормы.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъекта.

Виды составов административных правонарушений. Изучение составов административных правонарушений невозможно без классификации, без выделения однопорядковых групп, которые принято называть видами. Наиболее удачными представляются следующие классификации:

1. В зависимости от степени общественной опасности выделяют составы основные и квалифицированные.

2. В зависимости от характера ущерба их разделяют на материальные и формальные.

3. В зависимости от субъекта правонарушения – на личные и служебные (должностные).

4. В зависимости от структуры составы могут быть однозначными и альтернативными.

5. По особенностям конструкции они делятся на описательные и бланкетные (отсылочные).

КВАЛИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

(см. вопрос №54)

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

Объект состава административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права. Выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общим объектом состава административного правонарушения являются все общественные отношения, функционирующие в области государственного управления, регулируемые и охраняемые нормами административного права, а также во многих случаях регулируемые нормами земельного, аграрного, финансового, трудового, других отраслей права.

Родовой объект состава административного правонарушения охватывает однородную группу общественных отношений, образующих самостоятельную часть общего объекта.

В КоАП родовые объекты закреплены в главах Особенной части, а именно: отношения в области охраны труда и здоровья населения; отношения, связанные с правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом; отношения в области охраны окружающей природной среды; в области торговли, финансов, предпринимательской деятельности; общественный порядок и др.

Видовой объект представляет собой разновидность родового объекта. В качестве такого элемента состава выступает обособленная группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода (например, правила дорожного движения).

Непосредственный объект – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется противоправное посягательство, он содержится в определенной статье соответствующей главы Особенной части КоАП. Например, непосредственным объектом статьи «Умышленное легкое телесное повреждение» является здоровье другого человека.

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения. Объективная сторона представлена совокупностью обязательных и факультативных (дополнительных) признаков.

К обязательным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся: 1) общественно опасное деяние, выраженное в форме действия или бездействия; 2) общественно опасные (вредные) последствия; 3) причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. В зависимости от состава административного правонарушения выделяют различную совокупность обязательных признаков.

Так в правонарушениях с формальным составом предусматривается наличие одного обязательного признака – общественно опасного деяния, однако это не означает, что при данной конструкции никогда не наступают вредные последствия, напротив, они могут наступить, но для квалификации деяния и привлечения лица к административной ответственности наступление последствий является необязательным. Правонарушение считается оконченным с момента совершения общественно опасного деяния.

Для правонарушений, совершаемых с материальным составом, должна предусматриваться идеальная совокупность обязательных признаков: наличие общественно опасного деяния, общественно опасных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними. Правонарушение считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия.

Вопрос о том, с каким составом совершается правонарушение, разрешается в диспозиции административно-правовой нормы.

Если диспозиция статьи описывает одно или несколько деяний и не указывает на наступившие последствия – состав формальный, при указании в диспозиции на наступившие в результате совершенного деяния общественно опасные (вредные) последствия правонарушение совершается с материальным составом.

К факультативным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.

В отличие от обязательных признаков, влияющих на квалификацию деяния, которые необходимо устанавливать и доказывать в полном объеме, факультативные признаки такими особенностями не обладают.

Их приблизительное установление не будет являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождении лица от административной ответственности.

Однако если диспозиция административно-правовой нормы указывает время, место, способ или другие аспекты совершения деяния, в этом случае факультативные признаки автоматически становятся обязательными, следовательно, их наличие необходимо устанавливать в полном объеме.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15964t9.html

Лекция 8. Административная ответственность

К объективной стороне административного правонарушения относятся

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

–  специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

–  особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

—  вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

—  небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

—  самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

—  мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

—  цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Источник: http://www.aup.ru/books/m228/9_3.htm

Состав административного правонарушения

К объективной стороне административного правонарушения относятся

Состав административного правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного правонарушения.

Общий объект – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности.

Родовой – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.

Например, отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и др.

В Особенной части разд. II КоАП РФ при формулировании родовых объектов указаны 2 правовых критерия – отрасль и объект посягательства.

Видовой объект – специфическая группа общественных отношений, являющихся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела, воинский учет.

Непосредственный объект – общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.

По юридическому назначению объекты административных правонарушений могут быть подразделены:

а) на основной – общественные отношения, которые являются основным объектом посягательства;

б) дополнительный – общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правоохраны и дополняют его;

в) факультативный – общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением, а может и не быть причинен.

Объективная сторона административного правонарушения – это внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

https://www.youtube.com/watch?v=pGVrQHqKr5I

В объективной стороне объекта административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. Перечислим обязательные признаки.

1. Противоправное деяние (действие или бездействие) – противоправное действие – активная форма деяния вопреки административно-правовым запретам. Деяние может быть простым (единственным действием) и сложным. Сложное:

а) собирательное – состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний;

б) длящееся – начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания;

в) продолжаемое – складывается из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение.

Бездействие – пассивная форма деяния, заключающаяся в воздержании от действия, которое лицо должно и могло выполнить.

2. Общественно вредные последствия – негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния. В зависимости от характера общественно вредных последствий различают материальные и нематериальные последствия.

3. Причинно-следственная связь – это такая объективная связь между противоправным деянием и наступившим общественно вредным последствием.

К факультативным признакам относят:

а) время – временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия. Например, охота, рыболовство, пользование объектами животного мира возможно лишь в разрешенные сроки (ст. 8.38 КоАП РФ);

б) место – определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия. Например, автомагистраль – ст. 12.11, таможенная граница – ст. 16.1, пограничная зона – ст. 18.2 КоАП РФ и др.;

в) способ – приемы, методы, используемые при совершении правонарушения. Например, мелкое хищение чужого имущества совершается путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ);

г) обстановка – совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения;

д) признак другого лица – неисполнение правонарушителем законного распоряжения уполномоченного лица (ст. 19.3, 19.4, 19.5, 19.6 КоАП РФ и др.);

е) орудия, средства, используемые при совершении административного правонарушения (гражданское, служебное, пневматическое оружие (ст. 20.8, 20.9, 20.10 КоАП РФ), этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция (ст. 14.16 КоАП РФ) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно вредного деяния.

В субъективной стороне административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки.

1. Обязательные признаки.

Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному противоправному деянию и общественно вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел – когда лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

К административным правонарушениям, совершенным умышленно, КоАП РФ относит: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), занятие проституцией (ст. 6.11), самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), мелкое хищение (ст. 7.

27), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3) и др.

Неосторожность – когда лицо, совершившее административное правонарушение предвидело наступление вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. К административным правонарушениям, совершенным по неосторожности можно отнести: нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3), нарушение правил плавания (ст. 11.7), неумышленную порчу удостоверения личности гражданина либо утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16) и др. Однако указанные примеры не исключают возможности совершения данных правонарушений умышленно.

2. Факультативные признаки.

https://www.youtube.com/watch?v=t6wetCGS7AQ

Цель – субъективное представление о последствиях противоправного деяния, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения.

Мотив – субъективное побуждение правонарушителя к совершению противоправного деяния, связанное с удовлетворением его потребностей.

Эмоциональное состояние – аффекты и чувства нарушителя во время совершения им правонарушения.

Факультативные элементы могут выступать в качестве квалифицирующего признака отдельных составов правонарушений или обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Они учитываются при доказывании по делу об административном правонарушении и определении меры административной ответственности.

Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее общественно вредное деяние и способное нести административную ответственность, т.е. обладающее административной деликтоспособностью. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица).

Среди индивидуальных субъектов различают признаки общего и специального субъекта. Общие признаки субъекта – это достижение 16-летнего возраста, вменяемость, т. е. способность осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и руководить им.

Специальные признаки субъекта отражают особенности его трудового, служебного положения, иные особенности административно-правового статуса.

Коллективные субъекты административных правонарушений – это юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.

При характеристике административного правонарушения может возникнуть вопрос о его отличии от преступления, который стоит особенно остро, когда эти деяния носят смежный характер.

Сравнительный анализ двух норм (уголовной и административной) о хулиганстве позволяет выделить основные различия между уголовно и административно наказуемыми деяниями. Так, к примеру, ст.

213 УК РФ хулиганство характеризует как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, в то время как норма, регулирующая административную ответственность за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяет его как нарушение общественного порядка, выражающей явное неуважение к обществу.

Признаком, относящимся к административному правонарушению, является вред, им причиненный, в то время как уголовно наказуемое деяние представляет общественную опасность, поскольку, например, может представлять опасность для жизни или здоровья человека[43].

Между тем мелкое хулиганство считают опасным социальным явлением. Это определяется не только повсеместной распространенностью, но и многообразием форм его проявления. Несомненно, что делинквенты, совершающие мелкое хулиганство, снижают качество жизни правопослушных граждан, нарушают нормальную работу предприятий и учреждений, наносят ущерб имуществу[44].

Поэтому дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, например, В. В. Лазарев считает, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения[45].

Однако указанный признак – общественно опасное деяние – закреплен только в ст. 14 УК РФ.

Разграничение преступления и административного правонарушения можно проводить по последствиям. Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.

24 КоАП РФ, – «нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», и преступление, предусмотренное ст.

264 УК РФ «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», где ответственность наступает при нарушении лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД) или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть. Как видно, разграничение происходит по наличию тяжести вреда. Правила определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, установлены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 552[46] и приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н[47].

Размер реально причиненного ущерба является критерием разграничения административного правонарушения (мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ) и кражи – тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). В примечании к ст. 7.27 КоАП РФ говорится, что хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1 000 руб.

В примечании к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может быть менее 2 500 руб. (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Таким же способом следует разграничивать «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанду (ст.

188 УК РФ).

Признаком, отграничивающим преступления от административного правонарушения, без сомнения, является цель назначения наказаний. Так, согласно ст.

43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в то же время административное наказание, согласно ст. 3.

1 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, основное назначение административного наказания – это профилактика и предупреждение новых правонарушений.

КоАП РФ определяет: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела являются одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Источник: https://studopedia.ru/5_14214_sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.