Объект адм правонарушения
2.1 Объект административного правонарушения
Втеории административного права объектыпосягательств административныхправонарушений традиционно подразделяютна четыре группы: общий, родовой, видовойи непосредственный.
Такое деление имеетне только теоретическое, но и практическоезначение, так как оно позволяетправоприменителю осуществить процессквалификации административныхправонарушений, то есть отнесениепротивоправного деяния к конкретнойстатье Особенной части КоАП РФ либостатье закона субъекта РФ, устанавливающегоадминистративную ответственность.
Общимобъектом административных правонарушенийявляются общественные отношения в сферегосударственного управления, регулируемыенормами права (конституционного,трудового, земельного, экологического,финансового, гражданского), охраняемыеи защищаемые мерами административнойответственности..
Родовойобъект –часть общего объекта.
В качестве критерияделения общего объекта на части можетбыть взята отрасльобщественной деятельности,где складываются общественные отношения(в сельском хозяйстве, в промышленности,на транспорте…) или содержаниеохраняемых общественных отношений(собственность, общественный порядок,права граждан, порядок управления).Именно родовой объект лежит в основепостроения Особенной Части КоАП РФ,например в гл.5 сконцентрированыпроступки, посягающие на права граждан,в гл. 14- проступки, связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности.
Видовойобъект –разновидность родового, специфическаягруппа общественных отношений, общаядля правонарушений, входящих в однуглаву.
Выделение видового объектаявляется необходимым и оправданным,поскольку именно такая система объектовдетально разграничивает общественныеотношения между собой, что в свою очередьпозволяет правоприменителю болеекачественно осуществлять процессквалификации административныхправонарушений и эффективно назначатьвиновным лицам административныенаказания.
Поднепосредственным объектом рассматриваетсята часть однородных общественныхотношений, которым административноеправонарушение непосредственно причиняетущерб (например, право владения,пользования и распоряжения конкретнымимуществом при совершении мелкогохищения). В качестве непосредственногообъекта могут выступать конкретныенормы, правила, предписания, запреты.Непосредственный объект позволяетразграничить однородные административныеправонарушения между собой.
Вряде случаев объект административногоправонарушения тесно связан с предметомпосягательства, то есть с предметомвнешнего, материального мира на которыйвоздействует правонарушение и которымпричиняется ущерб (например, налоговаядекларация для административныхправонарушений в области налогов исборов). Однако предмет административногоправонарушения нельзя отождествлятьс объектом, даже несмотря на то, что онявляется элементом общественныхотношений, что также предполагает егоохрану.
2.2 Объективная сторона правонарушения
Объективнаясторона правонарушения– это система предусмотренных нормамиадминистративного права признаков,характеризующих его внешние проявление.
Объективнаясторона любого характеризуется двумягруппами признаков: обязательнымиифакультативными.
Вчисло обязательныхпризнаковвходит само противоправное деяние(действиеили бездействие), егообщественновредные последствияи логическаясвязь между ними.Так,например, нарушение водителямитранспортных средств Правил дорожногодвижения (гл.
12 КоАП РФ) может выражаться в разныхдействиях: превышенииустановленной скорости движения,несоблюдении требованийдорожных знаков, проезде на запрещающийсигнал светофора,пересечении сплошной линии разметки идр.Илипример бездействия.
Непринятиемер по устранению причин и условий,способствующих совершению административногоправонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).Мы с Вами говорилио том, что юридические составыадминистративных правонарушений посвоей законодательной конструкциимогут быть формальными и материальными.
https://www.youtube.com/watch?v=3vnAacv9dfU
Именно по объективной сторонеадминистративного правонарушения онии подразделяются следующим образом.
Тоесть в число обязательных признаковобъективной стороны административногоправонарушения с формальным составомне входят общественно вредные последствияпротивоправного деяния и причиннаясвязь между двумя этими признаками.
Для административныхправонарушений с материальным составомобязательными признаками объективнойстороны являются: общественно вредныепоследствия противоправного деяния ипричинная связь между двумя этимипризнаками.
Факультативныепризнакиобъективной стороны правонарушения –это дополнительные критерии, характеризующиеусловия и обстоятельства совершенияправонарушения.
В административномправе в качестве таковых выделяются:время, место, способ, характер совершениядеяния, его повторность, неоднократность,злостность, систематичность.
Они присущи далеко не всем составамадминистративных правонарушений,в силу чего они называются факультативнымипризнакамисоставаадминистративного правонарушения, т.е.необязательными признаками.
Втоже время, для ряда составовадминистративных правонарушенийкакой-либо из факультативных признаков,в силу законодательной конструкциисостава, становится обязательнымпризнаком объективной стороныправонарушения.
Так,например, административное правонарушение«стрельба из оружия в не отведенных дляэтого местах» в качестве обязательногопризнака объективной стороны указываетна место совершения административногоправонарушения (ст. 20.13).
Собъективной стороны административныеправонарушения могут простымиисложными.Простоедеяниепредставляет собой единое действие иликратковременное бездействие, единыйкратковременный акт противоправногоповедения (мелкоехищение).
Сложноедеяниеможет состоять из нескольких самостоятельныхдействий либо быть растянуто во времени.
Выделяют следующиевиды сложных деяний:
–сдвумя разными действиями(например,мелкое хулиганство, сопряженное снеповиновением законному требованиюпредставителя власти);
-состоящее из альтернативных действий(например,нарушение правил производства, продажи,коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтожениеоружия и патронов к нему);
– длящиеся;
-продолжаемые;
Так как в КоАП РФзаконодатель конкретно выделяет длящиесяправонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимсяна них конкретнее.
Длящеесяправонарушение– действие или бездействие, в результатекоторого длительно не исполняетсяобязанность.
В основе длящегося нарушениялежит невыполняемая лицом в течениедлительного времени правовая обязанностьне нарушать правовой запрет или, наоборот,совершить предусмотренное нормой правадействие.
Для него характерно непрерывноеосуществление нарушения, чаще всегопутем длительного бездействия. Длящеесяправонарушение является единым.
Начальныммоментом правонарушения являетсядействие или бездействие, повлекшеедлительное нарушение запрета, илидлительное невыполнение обязанности.
Оно оканчивается фактически прекращениемправонарушения или юридически –привлечением виновного к ответственности(например,ст. 19.15 КоАП РФпроживаниегражданина без регистрации).
Невыполнениепредусмотренной нормативным правовымактом обязанности к установленному внем сроку не является длящимсяадминистративным правонарушением.1
Длящеесяадминистративное правонарушение следуетотличатьот продолжаемого,под которым понимается совершение одними тем же лицом нескольких тождественныхправонарушений,за каждое из которых он подлежитадминистративной ответственности.
Наповторностьадминистративногоправонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3КоАП РФ. Повторность означает совершениеодним и тем же лицом в течение определенногост. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородногоправонарушения, за которое оно ужеподвергалось административномунаказанию.
Существует 2варианта выражения повторности:
- Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
- Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).
Источник: https://studfile.net/preview/5269489/page:4/
Классификация объектов административных правонарушений
В науке административно-деликтного права деление объектов правонарушений на виды осуществляется с учетом одного критерия — «вертикали», в результате выделяется три вида объектов: общий, родовой и непосредственный.
В науке уголовного права вопрос о классификации объектов преступлений остается дискуссионным.
Для лучшего понимания объекта правонарушения более правильным было бы осуществлять классификацию, используя разные критерии.
Например, такой критерий, как область, в которой складываются административно-деликтные отношения, предмет воздействия, отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, охраняемые административными санкциями. Наиболее содержательной является классификация «по вертикали».
Объекты административных правонарушений «по вертикали» классифицируются как общий, родовой и непосредственный.
Кобщему объекту относятся все общественные отношения, охраняемые нормами административно-деликтного права. Общий объект означает, что он является одним для всех административных правонарушений.
Он лишен конкретных признаков общественных отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого административного правонарушения.Во-первых, эти отношения деликтны, связаны с совершением административных правонарушений, во-вторых, регулируются нормами различных отраслей права, в-третьих, обеспечиваются (охраняются) административными санкциями.
Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов. Посягательство на конкретный объект является одновременно посягательством и на общий объект.
Анализ общественных отношений, охраняемых администра- тивно-деликтным правом, свидетельствует о том, что их круг постоянно изменяется.
Одни общественные отношения включаются в перечень охраняемых административно-деликтным правом, другие исключаются.
На этот процесс оказывают влияние многие обстоятельства — это и повышение правосознания общества, его культуры, изменения в области экономических отношений, приоритетов политики государства. Например, из нового КоАП исклю-
чены такие правонарушения, как распитие спиртных напитков на производстве (ст. 158 КоАП 1984 г.), изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 61 КоАП 1984 г.).
В то же время появились многие новые виды противоправных деяний: применение медицинским работником радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик, в диагностических либо лечебных целях (ст. 16.5), распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8), умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст.
18.1), ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (ст. 21.8).
Родовой объект — это часть общественных отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством. Он объединяет однородную группу общественных отношений, состоящих из конкретных объектов, и является для них единым.
Например, посев или выращивание запрещенных к возведению растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1), сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.
2), нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиационному загрязнению (ст. 16.3), нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4), нарушение правил и порядка радиационной безопасности (ст. 16.6) и др.посягают на один и тог же родовой объект — отношения в области здоровья населения. Таким образом, родовой объект свойствен определенной группе правонарушений.
Родовой объект правонарушения является главенствующим при построении системы Особенной части КоАП. Близкие, родственные правонарушения объединяются в одной главе Особенной части. Количеством глав определяется количество родовых объектов административных правонарушений. Сущность его раскрывается в названиях глав.
Например, в главе 24 «Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» — правонарушения, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к деятельности суда и органов уголовной и административной юрисдикции, в главе 25 «Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на
военную службу и воинского учета» — правонарушения, препятствующие формированию воинского контингента.
Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов.Видовые
Источник: https://lektsii.org/3-45611.html
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
В.Т.Батычко Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.
Лекция 8. Административная ответственность
Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».
Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.
Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.
Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.
Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.
В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.
Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.
1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.
Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.
Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).
Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?
Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.
В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.
Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.
Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.
Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.
Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.
Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).
Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.
Помимо общего субъекта определяются:
– специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);
– особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.
Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.
В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.
Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:
— вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Формы вины — умысел и неосторожность.
Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Неосторожность в свою очередь может проявляться как:
— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;
— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.
Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:
— мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);
— цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.
Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница
Источник: http://producm.ru/books/national_municipal_management_books/book1/p30/
Объект и объективная сторона административного правонарушения
Объектом административного правонарушения являются урегулированные и охраняемые нормами права общественные отношения, на которые посягает правонарушение.
Деяние может быть признано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые наиболее важны, значимы для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.
В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственногообъекта.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.
Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа общественных отношений – часть общего объекта административного правонарушения.
Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются им по признаку родового объекта.
Так, составы административных правонарушений, содержащихся в нормах глав 17 и 18 КоАП, систематизированы по признаку общности (однородности) содержания общественных отношений, являющихся их объектами.
Здесь родовыми объектами признаны права и свободы граждан, общественный порядок, собственность, правосудие, порядок управления и др.
Каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредственным объектом правонарушения.
Правовая оценка деяния во многом зависит от того, каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка.Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина и не может квалифицироваться как мелкое хулиганство.
Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на один непосредственный объект (общественный порядок, государственную собственность и др.). Однако известны и административные проступки, наносящие ущерб двум или более непосредственным объектам. Например, ст. 18.
17КоАП устанавливает ответственность за нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортных средств или иного имущества.
Данное правонарушение причиняет ущерб безопасности дорожного движения, а также здоровью человека либо государственной, общественной или личной собственности.
Определяющее значение для квалификации административных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в правовой норме признаки предмета: его качества, свойства, размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.
5 КоАП (мелкое хищение) называется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин), хищение которого может быть признано мелким. Статья 12.
27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения алкогольные напитки, указывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более десяти литров, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками. Такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют состав другого правонарушения.
Предмет правонарушения в ряде случаев имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений.
Так, если предметом мелкого хищения государственного имущества явились наркотические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст. 10.5 КоАП, так как уголовное законодательство оценивает хищения таких предметов как преступления.
Объективная сторона состава административного правонарушения— это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.
Любой административный проступок – акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние переживания, психические состояния человека.
Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей.
В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии.
В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие).
В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимости использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и т.д.).
Совершение нескольких таких действий – обязательный признак соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.
В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека.
Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Например, не выполняя законного требования работника милиции пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от милиционера.Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП.
Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому правовому предписанию. Родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей.
Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответственные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения.
Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 18.25 КоАП.
В административном праве встречаются и длящиеся правонарушения, начинающиеся с какого-то одного действия или бездействия, которые осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности либо пребывания лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).
В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий объективная сторона признается выполненной при совершении, как правило, третьего тождественного действия.
Если после наложения административного взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного проступка: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.
Источник: https://infopedia.su/12x1e44.html