Ограничение административной ответственности

Содержание

36. Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности

Ограничениеадминистративной ответственностиприменения к тем или иным субъектамадминистративных правонарушенийнаказаний либо оснований для ихприменения.

В первом случаелицо признается субъектом данногоадминистративного правонарушения, нок нему не может быть применено любоенаказание из предусмотренных за данноеправонарушение.

Так, административныйарест не может применяться к беременнымженщинам, женщинам, имеющим детей ввозрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишениеправа охоты не может применяться клицам, для которых охоты являетсяосновным источником существования.

Имеются и другие ограничения в примененииконфискации, возмездного изъятияпредметов, являющихся орудием совершенияили непосредственным объектомправонарушения, лишения специальныхправ.

Ограничениеоснований для применения административныхнаказаний в отношении военнослужащихи приравненных к ним лиц, судей, прокуроров,лиц пользующихся депутатскойнеприкосновенностью, связанной сприменением административных наказанийсудом, и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством.

Так, военнослужащиеи призванные на сборы военнообязанные,а также лица рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел, несутответственность за административныеправонарушения по дисциплинарнымуставам.

На общих основаниях они несутответственность лишь за нарушениеправил дорожного движения, правил охоты,рыболовства и охраны рыбных запасов,таможенных правил и контрабанду. К нимне могут быть применены исправительныеработы, административный арест, квоеннослужащим срочной службы такжештраф.

Но они могут быть освобождены отадминистративной ответственности заэти административные правонарушенияорганом (должностным лицом), решающимдело, с передачей материалов для решениявопроса о дисциплинарной ответственности.

Не подлежатответственности за административныеправонарушения иностранные граждане,пользующиеся иммунитетом от административнойюрисдикции в Российской Федерации.

37. Назначениеадминистративных наказаний: обстоятельства,смягчающие ответственность заадминистративное правонарушение,обстоятельства, отягчающие ответственностьза административное правонарушение.Сроки давности привлечения кадминистративной ответственности.

Обстоятельствами,смягчающими административнуюответственность, признаются (ст. 4.2. КоАПРФ):

1) раскаяние лица,совершившего административноеправонарушение;

2) добровольноепрекращение противоправного поведениялицом, совершившим административноеправонарушение;

3) добровольноесообщение лицом, совершившимадминистративное правонарушение, ворган, уполномоченный осуществлятьпроизводство по делу об административномправонарушении, о совершенномадминистративном правонарушении;

4) оказание лицом,совершившим административноеправонарушение, содействия органу,уполномоченному осуществлять производствопо делу об административном правонарушении,в установлении обстоятельств, подлежащихустановлению по делу об административномправонарушении;

5) предотвращениелицом, совершившим административноеправонарушение, вредных последствийадминистративного правонарушения;

6) добровольноевозмещение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,причиненного ущерба или добровольноеустранение причиненного вреда;

7) добровольноеисполнение до вынесения постановленияпо делу об административном правонарушениилицом, совершившим административноеправонарушение, предписания об устранениидопущенного нарушения, выданного емуорганом, осуществляющим государственныйконтроль (надзор);

8) совершениеадминистративного правонарушения всостоянии сильного душевного волнения(аффекта) либо при стечении тяжелыхличных или семейных обстоятельств;

9) совершениеадминистративного правонарушениянесовершеннолетним;

10) совершениеадминистративного правонарушениябеременной женщиной или женщиной,имеющей малолетнего ребенка.

Кодексом могутбыть предусмотрены иные обстоятельства,смягчающие административную ответственностьза совершение отдельных административныхправонарушений, а также особенностиучета обстоятельств, смягчающихадминистративную ответственность, приназначении административного наказанияза совершение отдельных административныхправонарушений.

Обстоятельствами,отягчающими административнуюответственность, признаются (ст. 4.3. КоАПРФ):

1) продолжениепротивоправного поведения, несмотряна требование уполномоченных на то лицпрекратить его;

2) повторноесовершение однородного административногоправонарушения, если за совершениепервого административного правонарушениялицо уже подвергалось административномунаказанию, по которому не истек срок,предусмотренный статьей 4.6 настоящегоКодекса;

3) вовлечениенесовершеннолетнего в совершениеадминистративного правонарушения;

4) совершениеадминистративного правонарушениягруппой лиц;

5) совершениеадминистративного правонарушения вусловиях стихийного бедствия или придругих чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершениеадминистративного правонарушения всостоянии опьянения.

Срокпривлечения к ответственности исчисляетсясо дня, следующего за днем совершенияадминистративного правонарушения (заднем обнаружения правонарушения). Пообщему правилу, установленному статьей4.

5 Кодекса РФ об административныхправонарушениях, срок давности составляетдва месяца, а если принятие решения опривлечении к ответственности относитсяк компетенции судьи, то три месяца.

Вместе с тем, принимая во вниманиеособенности выявления и доказыванияотдельной категории административныхправонарушений, законодатель установилпо ним срок давности привлечения кответственности – один год.

Список такихправонарушений содержится в части 1статьи 4.5 КоАП РФ и расширительномутолкованию не подлежит.

К ним отнесенынарушения таможенного, патентного,антимонопольного, бюджетного, валютногозаконодательства РФ, законодательстваРФ об охране окружающей среды, обэнергосбережении и о повышенииэнергетической эффективности, об охранездоровья граждан, в области санитарно–эпидемиологического благополучиянаселения, о безопасности дорожногодвижения (в части административныхправонарушений, повлекших причинениелегкого или средней тяжести вредаздоровью потерпевшего), об авторскомправе и смежных правах, о товарныхзнаках, о налогах и сборах, о защите правпотребителей, о государственномрегулировании цен (тарифов), о естественныхмонополиях, об основах регулированиятарифов организаций коммунальногокомплекса, о рекламе, об электроэнергетике,о лотереях, о выборах и референдумах,об участии в долевом строительствемногоквартирных домов или иных объектовнедвижимости, о противодействиилегализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, ифинансированию терроризма, об акционерныхобществах, об обществах с ограниченнойответственностью, о рынке ценных бумаг,а также за нарушение иммиграционныхправил, правил пребывания (проживания)в РФ иностранных граждан и лиц безгражданства, правил привлечения ктрудовой деятельности в РФ иностранныхграждан и лиц без гражданства (в томчисле иностранных работников),законодательства о несостоятельности(банкротстве), о размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных имуниципальных нужд, об организациидеятельности по продаже товаров(выполнению работ, оказанию услуг) нарозничных рынках, о пожарной безопасности,о промышленной безопасности.

Особый срок давностипривлечения к административнойответственности установлен за нарушениезаконодательства о коррупции – лицоможет быть привлечено к ответственностив течение 6 лет со дня совершенияадминистративного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носитдлящийся (не прекращающийся на протяжениидлительного времени) характер, тосогласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срокдавности начинает исчисляться со дняобнаружения такого нарушения.

КоАП РФпредусматривает единственный случайприостановления течения срока давности– удовлетворение ходатайства лица, вотношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении,о рассмотрении дела по месту егожительства.

Тогда период со дняудовлетворения ходатайства до дняпоступления материалов дела судье, ворган или должностному лицу, уполномоченнымрассматривать дело по месту жительствалица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу, из срока давностиисключается.

Например, если гражданинсовершил нарушение правил дорожногодвижения на территории иного районаили области, отличного от его местажительства, он вправе ходатайствоватьперед судом о передаче материалов делав суд по месту своего жительства. Времяпересылки материалов дела из одногосуда в другой суд для рассмотрения делапо существу не будет включено в срокидавности привлечения к административнойответственности.

Источник: https://studfile.net/preview/1624556/page:13/

Освобождение от административной ответственности: помощь юриста

Ограничение административной ответственности

   Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

   Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение.

Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении.

Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

   Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

   Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

   Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с  помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

   Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

   Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

   В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

   При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

   Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

   Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

   Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

   Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

   Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния.

Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

НА ЗАМЕТКУ: читайте подробнее, как составить заявление о привлечении к административной ответственности правильно по ссылке

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

   Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

   По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

   Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

   Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

   Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

   Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

   Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

Отзыв о работе нашего адвоката в прекращении административного преследования

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Ответственность по административному праву

Ограничение административной ответственности

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действие (применительно к административным правонарушениям) – активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие (применительно к административным правонарушениям) – пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (напр., руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары).

Признаки административного правонарушения:

  • антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным;
  • противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), которые охраняются мерами административной ответственности;
  • виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (общий объект).

Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее. По действующему законодательству субъектами административного правонарушения признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты – юридические лица и иные коллективные образования.

Индивидуальные субъекты – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

Субъективная сторона административного правонарушения – психологическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Административная ответственность. Освобождение от административной ответственности. Ограничение административной ответственности

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основные черты административной ответственности:

  • имеет собственную нормативно-правовую основу – устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административном правонарушении;
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъекты административной ответственности – как физические лица, так и коллективные образования;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
  • административные взыскания налагаются органами и их должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;
  • применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст. 21 КоАП РФ основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность нарушителя. Условия освобождения от административной ответственности:

  • наличие в действиях (бездействии) правонарушителя состава административного правонарушения;
  • целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия;
  • принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Согласно ст. 22 КоАП РФ освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности можно разделить на общие и специальные (связанные с возрастом физического лица либо его поведением). Общим основанием является малозначительность административного правонарушения.

К специальным основаниям относится возраст лица, совершившего административное правонарушение.

Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом его возраста, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, данных о лице, совершившем административное правонарушение.

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административного правонарушения взысканий либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение.

Ограничения оснований для применения административного взыскания установлены для военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается в соответствии с нормами международного права. Возможно досрочное освобождение от административного взыскания.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами.

Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Основные виды административных взысканий:

Закон подразделяет административные взыскания на основные (административный штраф, предупреждение, административный арест, дисквалификация) и дополнительные.

В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение – взыскание морального характера, выносимое в письменной форме или оформленное иным способом.

Штраф – денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и в пределах, установленных законодательством. Штраф взымается в величине, кратной: МРОТ; стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда и не может превышать 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ, для юридических лиц -1000 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, применяется на срок до 3 лет за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Исправительные работы применяются на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Назначение административного наказания

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость и др.).

Взыскание за административное правонарушение может применяться только к лицу, его совершившему.

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания:

  1. административное наказание за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
  2. при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  3. при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  4. назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  5. никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

2. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Дисциплинарная ответственность

Административное право определяет круг субъектов и полномочия органов управления в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, напр., военнослужащих и др.

Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:

а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);

г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.

Источник: https://be5.biz/pravo/a018/8.html

Ограничение административной ответственности. Освобождение от административной ответственности

Ограничение административной ответственности

При наложении взыскания за административные правонарушения учитывается наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением содержатся в гл.5, согласно которой ими признаются:

1) Необходимая оборона.

Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

2). Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение.

Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное право-нарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным .

3. Крайняя необходимость.

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

4. Обоснованный риск.

Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания и порядок освобождения от административной ответственности. Основаниями для освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя.

Закон не раскрывает содержания этих понятий, но вполне логично, что ими могут быть раз-личные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение .

Условиями освобождения от административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, его совершившему, меры ответственности.

Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело о данном правонарушении.

В соответствии со ст.8.2 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности.

Административная ответственность может быть заменена устным замечанием, которое не влечет за собой никаких последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.

Согласно ст.8 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

О мерах общественного воздействия, применяемых к лицам, совершившим указанные в ст.8 КоАП правонарушения, органы и организации, которым направлены материалы, обязаны сообщить в десятидневный срок органам (должностным лицам), направившим материалы.

В соответствии со ст.8.5 КоАП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

За нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы и штраф .

Вместе с тем в ст.8.

5 КоАП указано, что другие, кроме указанных в части первой этой статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях – административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой статьи 4.8. КоАП, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взыскания передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

При добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или нрава охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскания, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права .

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия).

В последнем случае имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость лица, которое во время совершения противоправного действия не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных взысканий либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение.

Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, к инвалидам I и II группы. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.

Ограничения оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

На общих основаниях они несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движение, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанду.

К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы, административный арест, к военнослужащим срочной службы и штраф.

Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности. Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Республике Беларусь .

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 4.

3, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, административная ответственность – это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, но в то же время и специфическими, характерными только для данного вида ответственности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1170 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-9944.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.