Особое исковое производство в рк

19 Рассмотрение судами дел особого искового производства

Особое исковое производство в рк

Лекция 19. Рассмотрение судами дел особого искового производства

В соответствии со ст.ст. 272-288 ГПК суд рассматривает де­ла:

•      по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспа­ривании нормативных правовых актов полностью или в части, ес­ли рассмотрение этих заявлений не отнесено законом к компетен­ции иных судов;

•      по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного са­моуправления, должностных лиц, государственных и муниципаль­ных служащих;

•      по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РК;

•      иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рас­сматриваются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных законом, коллегиально по общим правилам искового производ­ства с особенностями, установленными для этих категорий дел нормами ГПК и другими законами.

Особенностью дел, возникающих из публично-правовых от­ношений, является распределение бремени доказывания по этим делам. Лицо, оспаривающее законность действий и решений, должно доказать факт нарушения своих прав и свобод, а обязан­ность по доказыванию законности этих действий и решений возла­гается на орган и должностных лиц, совершивших эти действия или принявших эти решения.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, суд занимает активную позицию, он не связан основаниями и довода­ми заявленных требований. Кроме этого, суд может признать обя­зательной явку в судебное заседание представителя органа власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки наступают процессуальные санкции в виде штрафа или привода в суд.

97

Суд приступает к рассмотрению дела на основании заявле­ния заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими реше­ниями, действиями.

В случае если при подаче заявления будет ус­тановлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, тогда судья оставляет заявление без движения и разъясняет заяви­телю необходимость оформления искового заявления в соответст­вии с правилами, установленными законом.

Если же заявление не­подсудно суду, то судья отказывает в принятии заявления.

Особенностью производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является недопустимость повторного рассмотрения дела после вступления решения в законную силу, принятого о том же предмете, даже если эти требования заявляют­ся другими лицами.

Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов дали основания законодателю выделить их в самостоятельную главу.

При рассмотрении дел данной категории суд осуществляет правовой контроль, проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативному акту, имеющему боль­шую юридическую силу.

Особенностью этой категории дел является отсутствие зави­симости рассмотрения дела от волеизъявления заинтересованного лица.

Так, отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет прекращения производства по делу.

Признание требова­ния органом государственной власти, органом местного само­управления или должностным лицом, принявшими оспоренный нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату юридической силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводя­щих его содержание.

Процессуальные особенности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и

98

муниципальных служащих заключаются в следующем. Заинтере­сованное лицо (гражданин или организация) вправе оспорить в суде решения и действия (бездействие) соответствующих органов, должностных лиц и служащих, если считает, что нарушены его права и свободы.

К действиям, подлежащим судебному обжалованию, отнесе­ны коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в ре­зультате которых:

•     нарушены права и свободы гражданина;

•     созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

•     на гражданина незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обратиться с заявлением гражданин может в течение со дня, когда ему стало известно о нарушении его права. Пропуск срока может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности со­ответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муни­ципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осущест­влению гражданином его прав и свобод (ст. 275-1 ГПК).

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государст­венному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в по­рядке подчиненности орган, должностному лицу, государственно­му или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие соответственно принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления,

99

должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судебная защита избирательных прав и права на участие в референдуме является важнейшей гарантией реализации консти­туционных положений о праве граждан на участие в управлении государством и местном самоуправлении.

Субъекты обращения в суд с заявлением о защите избирательных прав перечислены в ст.272 ГПК. Их круг весьма широк.

Среди них закон называет и прокурора, который вправе по своей инициативе ставить вопрос о защите избирательных прав конкретных лиц или неопределенного круга лиц. Участие прокурора для дачи заключения обязательно.

Поделитесь ссылкой пожалуйста:

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1647-grazhdansko-processualnoe-pravo-respubliki-kazahstan/31238-19-rassmotrenie-sudami-del-osobogo-iskovogo-proizvodstva.html

Публично-правовые споры: как оспорить решение государственного органа?

Особое исковое производство в рк

28 Октября 2019 14:57 6976

Инесса Куанова

В Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее – ГПК), помимо искового производства, в порядке которого рассматривается большинство гражданских дел – гражданских, семейных, трудовых, земельных споров и др.

, есть иной самостоятельный вид производства – особое исковое производство. Так назван порядок судопроизводства по спорам, когда частное лицо – гражданин или юридическое лицо предъявляет требование к лицу, наделенному публичной властью.

В законодательстве многих государств такие споры рассматриваются специализированными органами или судами, которые в совокупности с особым процессуальным порядком разрешения споров составляют систему административной юстиции.

В Казахстане до принятия Административного процедурно-процессуального кодекса (который находится на рассмотрении в Парламенте) данный особый порядок судопроизводства закреплен в ГПК.

Какие требования рассматриваются в порядке главы 29 ГПК?

Самым распространенным видом требований особого искового производства является оспаривание решений и действий в порядке главы 29 ГПК – производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.

Как трактовать  нормы данной главы  ГПК в судебной практике – разъясняется в  нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 24 декабря 2010 года № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан».

В пункте 5 данного нормативного  постановления разъяснено, что заявитель вправе обжаловать коллегиальное или единоличное решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего, если они отвечают одновременно двум критериям:

  • вытекают из публично-правовых отношений (отношений власти и подчинения) в сфере государственного управления;
  • порождают для заявителя любое предусмотренное подпунктами 1), 2), 3) части первой статьи 293 ГПК правовое последствие.

К обязательным правовым последствиям, которые должны наступить в результате оспариваемых решений и действий, относятся:  

  • нарушение прав и свобод гражданина и законных интересов юридического лица;
  • создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом законных интересов;
  • незаконное наложение на гражданина или юридическое лицо какой-либо обязанности или  незаконное привлечение их к ответственности.

Особенности особого искового производства

Бесспорно, что в конфликте с властью частное лицо  является более слабой стороной.  Для того чтобы компенсировать это неравенство сторон публично-правового спора,  законодатель закрепил в нормах главы 29 ГПК определенные особенности рассмотрения публично-правовых споров:

  1. В отличие от  принципа состязательности, который действует  в исковом производстве, для особого  искового производства установлен так называемый инквизиционный принцип – судья по долгу службы оказывает содействие заявителю и вправе исследовать те обстоятельства, на которые не указал заявитель. Суд также вправе по своей инициативе истребовать от госоргана или должностного  лица все документы и материалы, на основании которых принимались оспариваемые решение, действия (бездействие).
  2. К содержанию заявления предъявляются несколько иные требования, нежели  к исковому заявлению  в частно-правовых спорах: заявитель должен  указать определенный круг обстоятельств, в том  числе обосновать нарушение своего права.
  3. По делам указанной категории установлены сокращенные сроки для обращения в суд, подготовки дел к судебному разбирательству и рассмотрения дел:
  • оспорить решение можно  в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов;
  • срок подготовки дела к судебному разбирательству составляет не более 10 рабочих дней со дня принятия заявления  в  производство суда;
  • заявление рассматривается судом в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Последствия пропуска срока оспаривания

Если заявитель пропустил указанный трехмесячный срок, то это не  препятствует принять такое заявление к производству суда. Однако  суд  исследует причины пропуска трехмесячного  срока.  Если указанный срок пропущен по  уважительным причинам, то срок может быть  восстановлен  судом.

Если срок пропущен по неуважительным причинам – суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления без исследования спорной ситуации только потому, что  установленный законом срок пропущен.

При этом такое решение может быть вынесено судом при проведении предварительного  судебного заседания на стадии подготовки дела.

Что следует  указать  в заявлении при обращении  в суд?

В заявлении обязательно должно быть указано:

1. Когда и каким государственным органом, органом местного самоуправления принято обжалуемое решение, каким должностным лицом или государственным служащим и когда совершено обжалуемое действие (бездействие), например постановление акима города  № и дата.

2. обжалуемого решения, действия (бездействия). Например, заявитель указывает, что данным постановлением отказано в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, или предписано освободить занимаемый земельный участок, или отказано  в продлении  договора аренды земельного участка и т. д.  

3. Одно из правовых последствий, указанных  в подпунктах 1), 2), 3) части первой статьи 293 ГПК: нарушение права, создание препятствий или незаконное обязывание либо незаконная ответственность.

Иногда заявитель ошибочно вместо данных последствий указывает на незаконность решения или действия госоргана или должностного лица: это неравнозначные понятия.

Законность своего решения или действия должен обосновать государственный орган, или должностное бремя доказывать данное обстоятельство возложено именно на эту сторону.

А заявитель это не обязан, но  вправе сделать это, для того чтобы обосновать  свою позицию и обратить внимание суда на указанные нарушения.

Например, заявитель-предприниматель  указал в заявлении, что государственный орган незаконно приостановил в отношении расследования соблюдения антимонопольного законодательства. Подробно расписал, в чем заключается незаконность  приостановления: госорган сослался на то, что приостановил  в  связи  с рассмотрением другого дела.

На  самом деле другого дела нет – в отношении контрагента заявителя проводится проверка. Заявитель толкует закон таким образом, что проведение проверки  не  является рассмотрением дела: последний термин относится к  процессуальной деятельности госорганов – рассмотрение судом дела об  административном правонарушении, гражданского или уголовного дела.

Поэтому у госоргана нет оснований приостанавливать расследование в отношении заявителя.

Заявитель юридически обосновал незаконность решения госоргана: согласно пункту 2 статьи  4 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, акты и решения государственных органов, противоречащие Конституции  Казахстана и соответствующим ей нормативным правовым актам Республики Казахстан по содержанию, оформлению и (или) процедурам их принятия, признаются незаконными и недействительными с момента их принятия и подлежат отмене. По мнению заявителя, госорган нарушил именно процедуру принятия решения – приостановил расследование без законных на то оснований. Однако заявитель забыл указать  в заявлении, как нарушаются его права таким решением. Это может повлечь вывод суда о том, что решение госоргана хоть и не  соответствует требованиям закона, однако не нарушает прав заявителя, что является основанием для отказа в  удовлетворении заявления.  Заявителю следует указать, какое именно право нарушено приостановлением расследования. Например, заявитель может указать, что наличие проводимого в отношении него расследования препятствует участию  в  государственных закупках. Возможно, что данное решение госоргана вредит деловой репутации заявителя, что препятствует заключению сделки с контрагентом,  который требует от партнера безупречной репутации и отсутствия каких-либо претензий со стороны органов власти. В таком случае при доказанности  указанных обстоятельств у суда есть основания удовлетворить заявление.   

4. Существо требования заявителя – заявитель просит признать оспариваемый акт незаконным или недействительным.

При этом как общее правило предусмотрено, что суд рассматривает заявление о незаконности действий (бездействия) и решений госорганов и должностных лиц и, соответственно, при удовлетворении таких заявлений признает незаконным оспариваемое решение, действие, а также обязывает устранить в полном объеме допущенное нарушение (статья 227 ГПК).

Если актом госоргана или должностного  лица нарушаются права собственника и других лиц по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, такой акт признается в судебном порядке недействительным (статья 267 Гражданского  кодека Республики Казахстан).

Пилотный проект о профилактике публично-правовых споров

С февраля 2019 года Верховный суд Республики Казахстан проводит пилотный проект о профилактике публично-правовых споров. Цель пилотного проекта – уменьшить количество судебных споров, в том числе за счет их досудебного урегулирования. Для реализации пилотного проекта проводится ряд мероприятий, в том числе разъяснительного характера. 

Для того чтобы заинтересованные лица вначале обращались в государственный орган или к должностному лицу, с решением или действием которого они не согласны, необходимо понять преимущества такого досудебного урегулирования спора.

Во-первых, досудебный порядок урегулирования спора имеет  более широкие пределы и возможности разрешения, нежели  судебный порядок.

Рассматривая спор, суд исходит только из принципа законности и решает вопрос именно с позиции закона, отвечает сторонам на поставленный вопрос: законно или незаконно  оспариваемое решение или действие.

В отличие от этого, административный орган или вышестоящий орган могут исходить не только из законности, но и целесообразности –  решать вопрос в  рамках  предоставленных законом полномочий, исходя еще и из усмотрения.     

Во-вторых, обращение непосредственно к государственному органу или должностному лицу иногда помогает устранить недоразумения, неясности, которые  сложились между сторонами вследствие неполной или недостоверной информации или по другим причинам.

Например, государственный орган выдал предписание предпринимателю демонтировать рекламный щит, который тот разместил на земельном  участке.  В предписании было  указано, что рекламный щит размещен на государственном земельном участке.

Однако предприниматель с этим не согласился: рекламный щит находится на земельном  участке, принадлежащем частному лицу, и размещен по разрешению владельца земельного  участка.

Предприниматель обратился в суд, где выяснилось, что право землепользования  владельца земельного  участка было прекращено и теперь рекламный щит действительно расположен на земельном  участке, принадлежащем государству, без разрешения последнего.  

Как можно поступить в таком  случае? С одной стороны, предприниматель мог добиться признания решения государственного органа по формальным основаниям – акт госоргана не соответствует установленным требованиям, в нём отсутствует обоснование требования, ссылка на закон.

Однако это будет Пиррова победа – после судебного решения о признании решения незаконным госорган может заново предъявить то же  требование к предпринимателю в установленном порядке, и тот вынужден будет исполнить акт госоргана, иначе при возникновении судебного спора проиграет процесс. В данном случае предприниматель поступил иначе. Как только он узнал о том, что право землепользования частного лица прекращено и требуется разрешение государственного органа на размещение рекламного щита, он отказался от поддержания заявленных требований.

А если бы предприниматель обратился не  в суд, а в государственный орган за разъяснением  ситуации – он  получил бы необходимую информацию, которая помогла бы ему избежать обращения в суд, а значит, лишних затрат времени, сил и денег на разбирательство.

Поэтому важно не только знание порядка защиты своих прав и интересов, но и использование возможностей досудебного урегулирования публично-правового спора.

Источник: https://inbusiness.kz/ru/author_news/publichno-pravovye-spory-kak-osporit-reshenie-gosudarstvennogo-organa

Особое исковое производство

Особое исковое производство в рк

Особое исковое производство

Особое исковое производство является разновидностью искового производства с некоторыми особенностями: 1) спор разрешается путем обжалования решений, действий (бездействия) субъектов, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц; 2) дело не подлежит в порядке заочного производства; 3) дело не может быть окончено мировым соглашением; 4) по делам указанной категории установлен сокращенный срок исковой давности и сокращенный срок рассмотрения дел.

 Рассмотрение данной категории производится в порядке искового производства с соблюдением определенных установленных норм глав ГПК. В случае возникновения спора о праве, вытекающем из вещных или обязательственных правоотношений, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства.

К делам данной категории, где установлены иные процедуры рассмотрения, относятся: 1) производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме, 2) производство по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя,3) производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, 4)производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта.

В соответствии с положениями Закона РК «Об административных процедурах» решение государственного органа, органа местного самоуправления в форме индивидуального правового акта может быть обжаловано, если такой акт не прекратил свое действие в связи с исполнением содержащихся в нем поручений (требований).

Исходя из положений Закона РК «О государственной службе», Закона РК «Об административных процедурах» должностное лицо и государственный служащий в сфере государственного управления осуществляет возложенные на них функции от имени соответствующего органа власти, органа местного самоуправления. Законом РК «Об административных процедурах» предусмотрено право вышестоящего должностного лица отменить решение нижестоящего органа, действие (бездействие) должного лица или государственного служащего, если такое решение принято, действие (бездействие) совершено с нарушением закона, в том числе с превышением полномочий. Вышестоящее должностное лицо может потребовать от нижестоящего принятия действий в пределах полномочий, которые направлены на восстановление нарушенных прав и свобод, законных интересов заявителя.

Дело государственного органа, органа местного самоуправления ведет руководитель, действующий в пределах полномочий, предоставленных ему законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Руководитель предоставляет суду документы, удостоверяющее его служебное положение и полномочия.

Наряду с руководителем названного органа в суде дело может вести и представитель по поручению.

Должностное лицо или государственный служащий, совершившее обжалуемое действие (бездействие), привлекается к участию в деле и извещается о времени и месте судебного заседания, если к моменту рассмотрения дела продолжат занимать должность, при состоянии в которой им совершено обжалуемое действие (бездействие).

Если же указанное лицо прекратило трудовые отношения с государственным органом или органом местного самоуправления, то к участию в деле привлекается только соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

Заявление в суд подается заявителем, обладающим процессуальной дееспособностью. В защиту недееспособного или ограниченно дееспособного физического лица заявление может быть подано законным представителем названного лица (родители, опекун, попечитель).

Прокурор вправе в интересах указанных в законе соответствующих категорий граждан подать в суд заявление о защите субъективных прав и свобод, нарушенных государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом или государственным служащим при осуществлении управленческих функций.

Подача заявления в суд либо в вышестоящему должностному лицу приостанавливает действие индивидуального правового акта (решения) до принятия соответствующего решения в соответствии с Законом.

В случае обжалования вышестоящему прокурору или в суд предписания прокурора об устранении нарушений закона оно согласно Закона РК «О прокуратуре» приостановлению исполнением не подлежит, за исключением случаев, если до назначенного прокурором срока исполнения такого предписания, предписание прокурора признано незаконным и отменено судом или вышестоящим прокурором.

Законом предусматривает обязательный перечень требований, которым должно соответствовать заявление в суд.

В нем должно быть четко, в частности, указано: 1) когда, кем и какие, по мнению заявителя, нарушены права, свободы и законные интересы; 2) какие созданы препятствия для осуществления прав и свобод или законных интересов; 3) существо требований заявителя; 4) какая обязанность незаконно наложена на заявителя. При подаче заявления оплачивается государственная пошлина.

 В суде по рассмотрению данной категории дел действует также принцип состязательности. Правила распределения бремени доказывания действует в суде апелляционной инстанции, но с соблюдением установленных ГПК положений.

Суд не вправе рассматривать целесообразность принятого решения, совершенного должностным лицом или государственным служащим действия (бездействия), если существо принятого решения, совершенного действия вытекает из предусмотренных нормативными правовыми актами полномочий такого лица.

При наличии оснований, предусмотренных нормами ГПК, суд должен обсудить вопрос вынесения частного определения об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям законности в деятельности гос.органа, органа местного самоуправления, должностного лица или государственного служащего.

Имеются также иные аспекты и особенности, на которые суд должен обращать внимание при рассмотрении дел указанной категории дел, поскольку рассматриваются вопросы, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, охраняемых законом РК.

Судья Сарыаркинского районного

суда города Астаны Кашкинбекова С.К.

Источник: https://www.zakon.kz/4880213-osoboe-iskovoe-proizvodstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.