Привлечь к ответственности должностных лиц

Содержание

Административная ответственность физических лиц: помощь адвоката

Привлечь к ответственности должностных лиц

   Достаточно часто физические лица привлекаются к тем или иным видам административной ответственности. Кого можно привлечь к данному виду ответственности, каков порядок привлечения граждан к наказанию по КоАП РФ, на эти и другие вопросы читайте ответы далее.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам в Екатеринбурге поможет избежать наказания: профессионально и в срок. Звоните прямо сейчас!

Кого можно привлечь к административной ответственности?

   К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.

   Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.

Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:

   Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.

   В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

   Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.

Кто привлекает к административной ответственности граждан?

Привлекать к ответственности граждан у нас могут следующие лица и органы:

  • судьи
  • должностные лица определенных органов
  • определенные органы

В главе 23 КоАП РФ перечислены соответствующие органы и лица, которые могут рассматривать административные дела, а именно:

  • судьи
  • комиссии по делам несовершеннолетних
  • полиция
  • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
  • налоговые органы
  • таможенные органы
  • военные комиссариаты
  • и другие

   В КоАП РФ распределены составы, которые должны рассматриваться теми или иными лицами. Это очень важно, поскольку не может быть рассмотрено административное дело тем лицом, которое не имеет право его рассматривать.

   Например, дела о правонарушениях несовершеннолетними рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

   У полиции имеются свои составы, по которым они рассматривают дела, например, за курение в общественном месте.

Порядок привлечения к административной ответственности физических лиц

   Порядок привлечения к административной ответственности физлица заключается в следующем:

  1. После того, как будет обнаружен факт совершения физлицом административного правонарушения, подлежит составлению протокол об административном правонарушении. После составления такого протокола административное дело считается возбужденным
  2. Физлицу должны быть разъяснены его права и обязанности.
  3. Физлицо, подлежащее привлечению к ответственности, вправе дать пояснения по обстоятельствам дела, которые могут быть отражены в протоколе совершения правонарушения, а также в иных протоколах, либо записаны отдельно и приобщены к материалам дела
  4. Если имеется необходимость в проведении экспертизы, тогда назначается соответствующая экспертиза
  5. Далее материалы дела подлежат направлению для рассмотрения судом, уполномоченным органом или должностным лицом, которые выносят постановления по делу, как правило, о привлечении к ответственности

   Выше приведен наиболее чаще применяемый порядок привлечения к ответственности физлиц.

   Однако, КоАП РФ содержит и иные нюансы и положения, касающиеся привлечения к ответственности, например:

  • дело может быть возбуждено не только на основании протокола, но и на основании, например, определения о возбуждении дела
  • в отдельных случаях должностным лицом может быть сразу на месте вынесено постановление по делу об административном правонарушении
  • при необходимости может проводиться административное расследование

   В определенных случаях физлицо может быть задержано, о чем должен быть составлен протокол, также может быть отстранено от управления ТС, может быть подвергнуто приводу. КоАП РФ содержит и иные положения и нюансы, которые изложить детально в настоящем материале затруднительно..

ПОЛЕЗНО: о том, как составить заявление о привлечении к ответственности читайте по ссылке

Права физлица привлекаемого к ответственности по КоАП РФ

Гражданин, который привлекается к административке, вправе:

  • не свидетельствовать против себя
  • отказаться от дачи объяснений или дать объяснения
  • знакомиться со всеми материалами дела
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства
  • пользоваться юридической помощью защитника
  • пользоваться иными процессуальными правами, в том числе, заявлять отводы, подавать жалобы, получать судебные акты и т.п.

   Таким образом, привлекаемое лицо может воспользоваться всеми правами, которые предоставлены ему КоАП РФ.

Сроки привлечения к административному наказанию физлиц

   Общий срок для привлечения к административной ответственности установлен в 2 месяца со дня совершения правонарушения, а если дело должно рассматриваться судьей – то 3 месяца. Если соответствующие сроки истекут к моменту рассмотрения дела, тогда лицо не подлежит привлечению к ответственности.

   Однако, за отдельные составы правонарушений КоАП РФ установлены более длительные сроки давности привлечения к ответственности, в связи с чем по отдельным составам следует смотреть положения ст. 4.5. КоАП РФ.

Как человеку избежать административной ответственности?

   Избежать административки можно в случае, когда должностными лицами при составлении протоколов, при производстве по административному делу допущены нарушения требований административного законодательства, которые могут повлечь признание доказательств недопустимыми, а при отсутствии доказательств лицо не может быть привлечено к ответственности.

   Также избежать ответственности поможет малозначительность совершенного деяния физлицом, а также отсутствие фактов о том, что физлицо ранее привлекалось к административке.

   Не может быть физлицо привлечено к ответственности, если отсутствовала его вина в совершении правонарушения. Если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, то его действия не могут являться правонарушением.

   В случае, когда в момент совершения правонарушения лицо находилось в состоянии невменяемости, то оно не подлежит административной ответственности.

ВАЖНО: в определенных случаях лицо может быть освобождено от административки, что позволит избежать ответственности, по вопросам освобождения от административной ответственности читайте статью по ссылке.

Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге

   Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.

   В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.

Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:

  • получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
  • изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
  • подготовку возражений на привлечение к администартивке
  • участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
  • подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
  • сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
  • иная юридическая помощь

Отзыв о работе нашего адвоката по административному праву

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/privlechenie-k-administrativnoj-otvetstvennosti-fizicheskih-lic/

О порядке привлечения к административной ответственности

Привлечь к ответственности должностных лиц

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Кто ответит за нарушение законодательства: руководитель или кадровик?

Привлечь к ответственности должностных лиц

Каждый работодатель знает, что за нарушением следует наказание. Но все привыкли к тому, что штрафные санкции обычно применяют к организации или руководителю компании. Однако есть нормы, за отступление от которых накажут кадровика или специалиста по охране труда. Разберемся, когда и как могут привлечь к ответственности рядовых сотрудников. Рассмотрим судебную точку зрения.

По общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является существенным поводом для наказания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Организацию-работодателя и должностное лицо могут привлечь и по иным статьям КоАП РФ, например, за нарушение правил охраны труда, требований пожарной безопасности, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и т.д. (ст. 5.27.1, 20.4, 18.15 и др. КоАП РФ).

Если с юридическим лицом все понятно, то должностное лицо может вызывать вопросы. Всегда ли это руководитель компании? Как понять, кого накажут за неверное ведение воинского учета, к примеру? Могут ли сотрудника привлечь к уголовной ответственности? В статье ответим на эти и другие вопросы, не затрагивая дисциплинарной и материальной ответственности.

Должностное лицо

Чтобы ответить на вопрос о том, кто из сотрудников работодателя будет наказан за то или иное отступление от закона, необходимо разобраться с термином «должностное лицо».

Должностное лицо – это руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Оно понесет ответственность в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Давайте разбираться, что представляют собой организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции предполагают полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

  • выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности;
  • установление сотрудником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности;
  • прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной комиссии 1.

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий. Например:

  • принятие решений о начислении заработной платы, включая премии;
  • осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием 2.

Таким образом, можно сделать следующие выводы (Схема на стр. 12):

1) должностным лицом считается не только руководитель, но и другой работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

2) указанные функции должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции, локальном нормативном акте или в ином документе, с которым работник ознакомлен под подпись;

3) к ответственности можно привлечь сотрудника, который совершил нарушение в рамках своих обязанностей.

Схема. Какой работник будет являться должностным лицом по КоАП РФ

Рассмотрим на примерах из судебной практики, кто подлежит административной ответственности и при каких обстоятельствах.

Главный бухгалтер

При наличии в должностной инструкции, трудовом договоре или ином документе определенных обязанностей, главный бухгалтер будет подлежать административной ответственности за нарушение норм закона.

Судебная практика

Суд признал законным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера учреждения за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела судья изучил должностную инструкцию сотрудника и пришел к выводу, что последний выполнял административно-хозяйственные функции.

Таким образом, главный бухгалтер является должностным лицом и подлежит наказанию за совершенное административное правонарушение (постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 44-АД18-20).

Специалист по охране труда

Минтруд РФ считает, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные…

Источник: https://delo-press.ru/journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/48460-kto-otvetit-za-narushenie-zakonodatelstva-rukovoditel-ili-kadrovik/

Ответственность должностных лиц и организаций за нарушение трудового законодательства — GSL News

Привлечь к ответственности должностных лиц

В окончании статьи будут рассмотрены вопросы, касающиеся ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Из нее вы узнаете, в каких случаях, кто и за что может привлечь компанию и (или) ее должностных лиц к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Материал опубликован в издании “Налоговый учет для бухгалтера” 01.07.2011 (окончание) Статья написана в соавторстве с Ириной Штукмастер, старшим юристом компании Пепеляев Групп и Юлией Урбан, старшим юристом ООО «ФБК»

Ответственность должностных лиц и организаций за нарушение трудового законодательства

Виды ответственности, к которым может быть привлечено должностное лицо организации, уставлены в ст. 419 ТК  РФ, а именно дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Привлечение к одному из видов ответственности не исключает привлечение к другому виду.Организация-работодатель и должностные лица несут ответственность и за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Причем привлечены они могут быть не только к административной, но и уголовной, а равно дисциплинарной и материальной ответственности (см. ст. 195, 419 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность

В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечением к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.

Во-первых, действия работника должны быть противоправным, то есть нарушать законодательство либо нормативные акты, либо требования трудового договора.

Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.

В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.

Субъектом ответственности является работник, выполняющий трудовую функцию в организации, в том числе и должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер). Статьей 192 ТК РФ установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

К сведению

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом для обычных коммерческих организацией перечень взысканий, установленный ст. 192 ТК РФ является закрытым. Работодатель не вправе применять другие виды взысканий, иначе он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Статья 192 ТК РФ запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Здесь следует пояснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Такие уставы и положения о дисциплине утверждены для работников таможенной службы, рыбопромыслового флота, работников морского транспорта, а также работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, работников железнодорожного транспорта.

Привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Кроме того, за работодателем остается право выбора меры ответственности либо вообще отказаться от наложения взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Если тяжесть совершенного проступка несоразмерна наложенному взысканию, то суд может указать на необоснованность такого взыскания. Например, Московский городской суд Определением от 22.06.

2010 по делу подтвердил правомерность восстановления на работе, поскольку примененное к работнику взыскание – увольнение было несоразмерно тяжести правонарушения (нарушения в хранении файловых документов).

Взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

При этом до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Однако если такое объяснение не представлено, то это не является препятствием для наложения взыскания (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) суд.

По общему правилу работника к дисциплинарной ответственности привлекает работодатель в лице руководителя организации.

Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях, то есть как и любой другой работник.

Руководителя организации к дисциплинарной ответственности может привлечь непосредственно работодатель в лице иных органов управления (совет директоров, общее собрание, если уставом это предусмотрено).

Административная ответственность

В главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.

, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридические лица – от 30 000 до 50 000 руб. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

К сведению

Президент подписал Закон, ужесточающий административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Теперь проступок по этой статье влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, – и штраф составит от 400 000 до 500 000 рублей.

А за повторное совершение «пожарного» правонарушения компания заплатит от 200 000 до 400 000 рублей или на нее будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если же нарушено требование об обеспечении пожарных проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, то граждане будут наказаны штрафом в размере от 1 500 до 2 000 рублей; должностные лица – от 7 000 до 10 000 рублей; юридические лица – от 120 000 до 150 000 рублей.

Судебная практика

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника). Однако в какой организации работало такое должностное лицо, привлекающееся повторно к ответственности (по предыдущему месту работы или настоящему) не имеет значение. Т.е. если руководитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичный проступок, являясь руководителем другой, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП.

К таким нарушениям относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • установление работодателем новых видов дисциплинарной ответственности (кроме замечания, выговора и увольнения).

Например, часто в трудовых договорах можно встретить такой вид дисциплинарной ответственности, как штраф (как правило, за опоздание) или сокращение дней отпуска и т.п.

  • отсутствие учета продолжительности сверхурочной работы сотрудников и ее оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчетных листков произведенных денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • установление размера заработной платы и/или выплата ее в иностранной валюте;
  • нарушение обязанности выплачивать заработную плату каждые полмесяца;
  • принудительный перевод работников на безналичную форму оплаты труда
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.

Следует отметить, что ст. 5.27 КоАП РФ является общей нормой, специальные нормы ответственности за нарушения трудового законодательства установлены ст. ст. 5.28 – 5.34, 5.38, 5.40, 5.42, 5.44, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 КоАП РФ. В частности, к административным правонарушениям относятся:

  • необоснованный отказ от заключения коллективного договора или соглашения (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (штраф от 2000 до 3000 руб.);
  • сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (штраф на должностных лиц – от 1000 до 3000 руб., на юридические лица – от 5000 до 10 000 руб.).

Источник: https://gsl.org/ru/press-center/press/otvetstvennost-dolzhnostnyh-licz-i-or/

Административная ответственность должностных лиц и особенности привлечения

Привлечь к ответственности должностных лиц

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Кто является должностным лицом?

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

Это:

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

  1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
  2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/koap/administrativnuyu-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lic.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.