Сравнение искового и особого производства

Особое производство, его отличия от искового

Сравнение искового и особого производства

Под особым производством понимается урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве. а также отсутствием сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Особое производство относится к специальным (упрощенным) производствам по защите нарушенного или оспоренного права. В отличие от искового производства в нем отсутствует спор о праве, нет материально-правового требования одного лица к другому. Однако в делах особого производства может иметь место спор о факте.

В порядке особого производства суд рассматривает дела:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  • об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  • о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  • о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  • по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  • по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Согласно ч. 2 ст. 262 ГПК РФ к рассмотрению в порядке особого производства федеральными законами могут быть отнесены и другие дела.

Так, п. 4 ст.

26 ГК РФ предопределил включение в ГПК РФ новой категории дел:  об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.

Для реализации правил ст. 27 ГК РФ введена такая категория дел, как объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), если на это нет согласия родителей (одного из родителей), усыновителей или попечителя.

В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства положены общие правила искового производства.

Поскольку дела особого производства имеют существенную специфику, то производство по каждому из них образует некий синтез общих правил гражданского судопроизводства, правил, свойственных особому производству в целом, а также правил, характерных исключительно для данной категории дел.

Специфика производства по каждой категории дел в отдельности регулируется путем установления к общему порядку рассмотрения дел определенных процессуальных изъятий и дополнений.

В особом производстве действуют многие положения, относящиеся к исковому производству. Общими являются требования, предъявляемые к порядку возбуждения дела и его подготовке, судебному разбирательству, доказательствам и доказыванию, выносимому по делу решению, а также пересмотру состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке и т. д.

Вместе с тем то обстоятельство, что в особом производстве не рассматривается спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, а также отсутствуют стороны, позволяет выделить ряд общих процессуальных особенностей, характеризующих порядок рассмотрения дел особого производства и отличающих их от искового производства:

  1. Процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам.
  2. Поскольку возбуждение дела в порядке особого производства осуществляется путем подачи заявления, то отсутствуют и процессуальные институты, неразрывно связанные с иском. В частности, в особом производстве не могут иметь место отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования, выход за пределы заявленного требования. Исключается совершение процессуальных действий, имеющих целью обеспечение иска, предъявление встречного иска и др. Отказ от заявления, а в отдельных случаях изменение его предмета или основания  (например, дела об ограничении дееспособности  гражданина, признании недееспособным или ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своим доходами) следует рассматривать как распоряжение только процессуальным правом.
  3. К лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица. В содержательном плане собирательное понятие «заинтересованные лица» охватывает всех лиц, права и законные интересы которых в той или иной степени будут затронуты состоявшимся по делу судебным решением (например, гражданин, признаваемый ограниченно дееспособным или недееспособным; орган социальной защиты по делам об установлении факта нахождения на иждивении; нотариус по делам об отказе в совершении нотариальных действий и др.).
  4. Правом обращения в суд по указанным делам, как правило, обладает ограниченный круг лиц, в то время как в исковом производстве возбудить дело может любое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы предположительно нарушены. Круг потенциальных заявителей по отдельным категориям дел очерчивается либо путем указания в заявлении цели обращения в суд (например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение), либо посредством определения исчерпывающего перечня лиц, по заявлению которых может быть начато дело (например, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами).
  5. Возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ). После оставления заявления без рассмотрения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора в порядке искового производства. Исключение составляют дела об ограничении дееспособности гражданина, признании недееспособным или ограничении (лишении) несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами, поскольку первоначально необходимо определить правовой статус гражданина, а затем уже разрешать спор о субъективном материальном праве.

Важная гарантия правильного рассмотрения дел особого производства – участие в них прокурора. В силу прямого указания закона его участие обязательно в случаях, предусмотренных ст. 273, ч. 3 ст. 278, ст. 284, 288, ч. 2 ст. 304 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел особого производства установлены специальные правила подсудности. Так, заявление об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, эмансипированным подается в суд по месту его жительства (ст.

287 ГПК РФ); заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации – по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин (ст.

302 ГПК РФ).

Гражданский процесс:

Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskij-process/osoboe-proizvodstvo-ego-otlichiya-ot-iskovogo.html

Понятие и сущность особого производства. Его отличия от искового

Сравнение искового и особого производства

Особое производство – это разновидность гражданского судопроизводства, в основе которого не лежит спор о материальном праве. В особом производстве отсутствуют стороны с противоположными интересами, так как нет необходимости защиты нарушенного или оспариваемого права.

Отсутствие правового спора и сторон делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения и т. д.

В этом и нет необходимости, так как целью особого производства является не защита нарушенных или оспариваемых прав, не разрешение спора между лицами, а установление юридических, доказательственных фактов, правового статуса гражданина, решение других юридических вопросов.

Ст. 262 Гражданского процессуального кодекса устанавливает открытый перечень дел, которые рассматриваются судом в порядке особого производства:

1. Об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

2. Об усыновлении (удочерении) ребенка.

3. О признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

4. Об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

5. Об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации).

6. О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

7. О восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство).

8. О принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании.

9. О внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния.

10. По заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

11. По заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства и иные дела.

Отличие искового от особого производства:

1) процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление;

2) поскольку возбуждение дела в порядке особого производства осуществляется путем подачи заявления, то отсутствуют и процессуальные институты, неразрывно связанные с иском. В частности, в особом производстве не могут иметь место отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования;

3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица;

4) правом обращения в суд по указанным делам, как правило, обладает ограниченный круг лиц, в то время как в исковом производстве возбудить дело может любое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы предположительно нарушены;

5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Установление фактов, имеющих юридическое значение.

В порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении:

1. родственных отношений;

2. факта нахождения на иждивении;

3. факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4. факта признания отцовства;

5. факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6. факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7. факта несчастного случая;

8. факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9. факта принятия наследства и места открытия наследства;

10. других имеющих юридическое значение фактов.

Законодатель установил определенные условия, которые необходимы для установления фактов, имеющих юридическое значение. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Для того чтобы началось производство, необходима подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение заинтересованным лицом.

Заявление подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по местонахождению недвижимого имущества.

В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В ходе подготовки к судебному разбирательству дела судья обязан определить круг заинтересованных в деле лиц и вызвать их в судебное заседание.

Заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении фактов, участвовать в их исследовании, обжаловать вынесенное решение, а также совершать другие процессуальные действия.

Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, суд выносит решение, которым подтверждает наличие (отсутствие)устанавливаемого факта.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 136;

Источник: https://studopedia.net/16_4012_ponyatie-i-sushchnost-osobogo-proizvodstva-ego-otlichiya-ot-iskovogo.html

Отличие особого производства от искового и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в гражданском процессе

Сравнение искового и особого производства

Францифоров А.Ю., заместитель Краснокутского районного прокурора Саратовской области.

Главной чертой дел особого производства, которая позволяет отграничить его от дел искового производства и от производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, как об этом можно судить из содержания ст. 263 ГПК РФ, является отсутствие при рассмотрении дел особого производства спора о праве.

Так, судья Марксовского горсуда Саратовской области при рассмотрении дела по заявлению М. об установлении факта владения и пользования жилым помещением на праве собственности пришел к выводу, что в указанном случае имеет место спор о праве собственности на часть дома и строения. По этой причине заявление М. было оставлено без рассмотрения определением суда .

Соответствующие разъяснения на этот счет дает и Верховный Суд Российской Федерации. Например, в случае возникновения спора о праве на расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка при установлении факта получения гражданами заработной платы в определенном размере такой спор должен быть разрешен в исковом порядке .

При этом большинством авторов отмечается, что целью судебной деятельности в особом производстве является защита законных интересов участников гражданских правоотношений путем установления определенных юридически значимых фактов и состояний.

В этом и состоит основное отличие дел особого производства от дел искового производства – при рассмотрении исковых дел разрешается спор о праве гражданском, целью существования искового производства является защита субъективного цивильного права, в делах же особого производства осуществляется непосредственная защита законного интереса, которая является целью существования указанного вида гражданского судопроизводства. То есть предмет судебной защиты по делам особого производства – законный интерес, цель судебной деятельности – защита указанного интереса, способ защиты – создание определенных условий для удовлетворения указанного интереса.

См.: Дело N 2-751/05 // Архив Марксовского городского суда Саратовской области. 2005 г.
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2005 года // БВС РФ. 2005. N 10. С. 22.
Что касается возможности наличия любого иного спора в делах особого производства, то следует отметить, что в свое время И. Рапопортом была высказана мысль о бесспорном характере фактов, устанавливаемых судом по делам особого производства.

В связи с этим он утверждал, что если при рассмотрении дела в порядке особого производства кто-то “заявит суду в той или иной форме об оспаривании им достоверности подлежащего установлению факта, то народный суд, не требуя от него представления доказательств, прекращает производство в особом порядке…

что связано с сущностью особого производства как производства бесспорного” .

Рапопорт И. Судебное установление фактов // Социалистическая законность. 1946. N 1 – 2. С. 37, 42.

Точка зрения И. Рапопорта о неуместности в особом производстве спора о факте была также поддержана П.Ф. Елисейкиным и А.А. Мельниковым.

В обоснование своей позиции они приводили довод о том, что по делам особого производства при возбуждении спора о факте между заявителем и заинтересованным лицом неизбежно должен возникнуть спор о праве.

По их мнению, спор о факте в “чистом виде” безотносительно к спору о праве невозможен, так как трудно представить себе, что заявитель и заинтересованное лицо будут спорить о факте, не касаясь обусловливаемых им прав .

См.: Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юридическое значение. М., 1973. С. 24 – 28.

Следует не согласиться с приведенной точкой зрения, потому что не во всех случаях участник производства по гражданскому делу, привлеченный для участия в нем в качестве другого заинтересованного лица, обязательно будет оспаривать права заявителя, вытекающие из факта, который заявитель просит установить.

Во-первых, такая ситуация возможна, когда в производстве по делу, рассматриваемому судом в порядке особого производства, заинтересованным лицом выступает орган власти, по отношению к которому у заявителя, в случае установления определенного факта, возникает право, например право на получение пособия в связи со смертью кормильца.

Обязанность указанного органа власти по начислению и выплате пособия в связи со смертью кормильца, которая корреспондирует указанному праву, соответствующий орган власти должен выполнить независимо от желания лиц, его представляющих в соответствующем судебном процессе.

При этом вопрос о праве, вытекающем из факта, устанавливаемого в порядке особого производства, и корреспондирующей ему обязанности лежит за рамками соответствующего судебного дела.

Это связано с тем, что возникновение такой обязанности обусловлено наличием соответствующей нормы публичной отрасли материального права, согласно которой указанный орган власти должен выполнить соответствующую обязанность при установлении определенного факта, который заложен в гипотезе соответствующей нормы материального права.

Например, при установлении факта нахождения заявителя на иждивении скончавшегося лица орган социальной защиты населения в соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” и п. 7.

2 Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 6 “О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” будет обязан выплачивать заявителю соответствующее пособие по потере кормильца.

В связи с этим, если соответствующий орган управления будет оспаривать право заявителя на получение им указанного пособия, при условии того, что сами обстоятельства, с которыми норма материального права связывает возникновение указанного субъективного права заявителя, не будут оспариваться указанным органом власти, то он должен будет оспорить законность нормативного акта, возлагающего на указанный орган обязанность по выплате пособия. Только в таком случае указанный спор о факте превратится в спор о праве.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3803.
См.: Финансовая Россия. 2000. N 8. С. 12.

Во-вторых, вполне возможна такая ситуация, когда другое заинтересованное лицо по делу особого производства, в силу принципа диспозитивности не обязанное возбуждать спор о праве, будет оспаривать наличие соответствующего факта, полагая, что он не существует. При этом указанный участник производства по делу впоследствии сам убедится в обратном, т.е.

в существовании соответствующего факта, и не пожелает оспаривать вытекающее из указанного факта право заявителя. Если признать правильной точку зрения И. Рапопорта, П.Ф. Елисейкина и А.А. Мельникова, то следует признать, что вообще нет смысла в существовании наиболее распространенной категории дел особого производства – об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В таком случае удостоверять факты, имеющие юридическое значение, вполне по силам органам нотариата.

Так, засвидетельствование нахождения лица в живых или в определенном месте, засвидетельствование тождественности явившегося лица с лицом, изображенным на представленной им фотографии, засвидетельствование времени предъявления документов, чем занимается нотариат, является удостоверением определенных юридических фактов, которые не требуют их доказывания .

См.: Крючков Г.К. Судебное установление юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. М., 1956. С. 39.Мнение, схожее с точкой зрения И. Рапопорта, П.Ф. Елисейкина и А.А. Мельникова, было высказано С.Н. Абрамовым.

Суть его состоит в том, что при рассмотрении дел особого производства “задача суда заключается в подтверждении в бесспорном, одностороннем порядке на основании установленных фактов и в соответствии с нормами материального права субъективных гражданских прав заявителя.

В этом случае деятельность суда в известном смысле схожа с деятельностью нотариальных органов, так как и в том и в другом случае имеет место, по заявлению заинтересованного лица, подтверждение в бесспорном порядке тех или иных субъективных прав при отсутствии спора с чьей-либо стороны.

Разница, однако, между деятельностью нотариального органа и суда заключается в том, что нотариальный орган подтверждает права заявителя на основании очевидных фактов без проверки и исследования доказательств, устанавливающих эти факты, которые должны быть установлены путем проверки и исследования доказательств” .

Абрамов С.Н. Судебное установление юридических фактов. М., 1948. С. 5.

Следует согласиться с позицией С.Н. Абрамова о том, что зачастую деятельность суда при рассмотрении дел особого производства, особенно дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, внешне очень похожа на деятельность нотариата, подтверждающего в бесспорном порядке определенные субъективные права.

Зачастую суд на практике по делам особого производства выносит решения, глубоко не вникая в обстоятельства дела, и на основании недостаточной для этого совокупности доказательств. Так, по делу об установлении факта приобретения гражданства Российской Федерации по заявлению Ц. единственным свидетелем выступила Д.

В деле, возбужденном на основании аналогичного по содержащемуся в нем требованию заявления Д. и которое было рассмотрено в один день с делом Ц., единственным свидетелем оказалась Ц. То есть в указанном случае главными доказательствами по обоим делам были показания заинтересованных лиц, которые суд должен был оценить достаточно критически. Решениями от 27 июня 2003 г.

Марксовский городской суд Саратовской области установил факты приобретения гражданства Российской Федерации Ц. и Д. в консульском отделе посольства Российской Федерации в Кыргызстане . В то же время можно отметить, что суды на практике не всегда выступают в роли статистов, узаконивая чьи-то не вполне обоснованные требования. Так, решением от 17 января 2003 г.

Марксовский городской суд отказал в удовлетворении требования Г. об установлении факта предоставления квартиры заявителю. При этом суд в мотивировочной части принятого им решения указал, что по результатам исследования в судебном заседании доказательств требования заявителя следует признать необоснованными .

По этой причине указанная схожесть судебного рассмотрения дел особого производства с деятельностью органов нотариата является сугубо внешней. Если вникнуть в содержание деятельности суда по делам особого производства, то обнаружатся существенные отличия. Так, С.Н.

Абрамов сам же показывает слабое место своей формулировки, говоря о том, что отличие деятельности суда в делах особого производства от деятельности органов нотариата состоит в проверке и в исследовании доказательств. В этом плане следует согласиться с Н.А.

Чудиновской, которая отмечает, что определенные юридические факты устанавливаются как судебными, так и административными органами. При этом критерием разграничения компетенции указанных органов является очевидность устанавливаемого факта.

Суд устанавливает факты, которые неочевидны, в их подтверждение представляются противоречивые доказательства, при исследовании которых возможно возникновение спора о существовании устанавливаемого факта . Уже сам факт того, что необходимым условием осуществления правосудия по делам особого производства предполагается наличие процесса доказывания, компонентами которого являются проверка и исследование доказательств, говорит о том, что в делах особого производства возможно возникновение спора об устанавливаемом факте.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/29872-otlichie-osobogo-proizvodstva-iskovogo-proizvodstva-delam-voznikayushhim

Особое производство, его отличие от искового

Сравнение искового и особого производства

Под особым производством понимается урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения, предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Особое производство относится к специальным (упрощенным) производствам по защите нарушенного или оспоренного права. В отличие от искового производства в нем отсутствует спор о праве, нет материально-правового требования одного лица к другому. Однако в делах особого производства может иметь место спор о факте.

В порядке особого производства суд рассматривает дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордернымценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Установление фактов, имеющих юридическое значение.

Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение

1.

Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. 2.

Суд рассматривает дела об установлении: 1) родственных отношений; 2) факта нахождения на иждивении; 3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; 4) факта признания отцовства; 5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; 6) факта владения и пользования недвижимым имуществом; 7) факта несчастного случая; 8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; 9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов.

Статья 265. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Статья 266. Подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Статья 267. заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Статья 268. Решение суда относительно заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Статья 277. заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Статья 278. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. 2.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Статья 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

https://www.youtube.com/watch?v=cai2D_jkRg8

Статья 280. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния



Источник: https://infopedia.su/10x482b.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.