Срок охраны смежных прав

3.8. Срок действия смежных прав

Срок охраны смежных прав

Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей – межгосударственная конвенция (Рим, 26.10.1961), с подписанием которой был установлен ряд соглашений с целью защиты прав исполнителей и производителей фонограмм.

Официальное название конвенции: «Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций». В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС (Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности) права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания – в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4):

Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

3. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный пунктом 1 настоящей статьи, продлевается на четыре года.

4. К переходу исключительного права на исполнение по наследству соответственно применяются правила статьи 1283 настоящего Кодекса.

5. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила статьи 1282 настоящего Кодекса.

Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

1. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.

В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

2. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние. К фонограмме, перешедшей в общественное достояние, соответственно применяются правила статьи 1282 настоящего Кодекса.

Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние

1. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

2. К правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

3. По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние. К сообщению радио- или телепередачи, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила статьи 1282 настоящего Кодекса.

Статья 1335. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных

1. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

2. Сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, возобновляются при каждом обновлении базы данных.

Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Источник: http://enisey.name/umk/pzis/ch03s08.html

Важные нюансы возникновения и срок действия смежных прав

Срок охраны смежных прав

Каждый гражданин нашей страны встречается со смежными правами ежедневно.

Музыка в наушниках, по радио, в телевизоре, постановки, электронные программы, публикации — объекты, права на которые принадлежат конкретному человеку, людям или организации.

Смежные права тесно связаны с авторскими, отсюда и их название — «смежные». Но при этом данные права имеют видимые отличия и ограничены определенным сроком действия.

Что определяет, где установлено и для чего необходимо?

Смежные права (СП) возникают рядом с авторскими свободами.

Основное отличие состоит в том, что труд автора носит творческий характер, а деятельность обладателя СП считается технической или организационной.

Права данного вида могут принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Исключением являются исполнители, их деятельность также относится к разряду творческого труда, как и у авторов.

СП распространяются на следующие объекты:

  • результат исполнения (работа артистов, дирижеров, режиссеров-постановщиков и др.);
  • фонограмма (исполнение звуковой записи, кроме мелодии, сопровождающей аудио-визуальный ряд);
  • трансляция передач в эфирном или кабельном вещании, включая программы, созданные выпускающей организацией самостоятельно или по ее заказу другими компаниями;
  • базы данных;
  • научные, литературные труды, произведения искусства, опубликованные после их перехода в общественное достояние, в части защиты прав публикаторов данных творений.

Важно! Интересы правообладателей находятся под охраной законодательства РФ и их регистрация не проводится (ст. 1304 ГК РФ).

Для возникновения СП, необходимо получить разрешение у создателя произведения. Например, чтобы певец мог исполнять музыкальную композицию, он должен обратиться к авторам мелодии, текста и подписать с ними соглашение.

За несанкционированное использование результатов чужого труда, артист, публикатор и прочие субъекты, могут стать нарушителями закона.

Наказание за заимствование результатов труда без согласия обладателя СП налагается в виде штрафа:

  • Для физического лица в размере 1500 — 2000 рублей.
  • Для нарушителей, занимающих должностной пост, 10 000 — 20 000 рублей.
  • Для организаций — от 30 000 до 40 000 рублей.

Во всех случаях происходит изъятие продукции и оборудования, используемого для воспроизведения и выпуска контрафакта (ст. 7.12 КоАП РФ).

О знаке охраны смежных прав читайте в статье по ссылке.

Общие правила исчисления

СП разделяют на несколько видов:

  1. Исключительное право – правообладатель распоряжается объектом по своему усмотрению, использует его в любой форме и определяет доступ к нему заинтересованных лиц.
  2. Личные неимущественные права (на имя, авторство, неприкосновенность исполнения). Могут иметь только физические лица, выступающие в качестве исполнителей произведения или его режиссер-постановщиками.
  3. Иные смежные права. Распространяются на:
    • публикаторов;
    • изготовителей фонограмм;
    • эфирные организации;
    • создателей баз данных.

    На экземплярах с продукцией, находящейся под защитой СП, обладатели могут законно указывать свое имя или название компании. Чаще всего в эту категорию попадают юридические лица.

Законодательство РФ пытается учесть интересы правообладателей и общественности, которая желает использовать объекты чужой интеллектуальной собственности, поэтому срок охраны СП зависит от категории произведения. Временной промежуток начинает отсчитываться с ближайшего 1 января, который наступает после выпуска материала.

Подробно о субъектах смежных прав узнайте в статье по ссылке.

В течение какого времени осуществляется охрана личной неимущественной свободы?

Личные неимущественные свободы исполнителей произведения (артисты, дирижеры, режиссер-постановщики) защищаются Государством бессрочно.

Время существования исключительного СП

Согласно ГК РФ, части 4, в зависимости от субъекта, срок существования СП составляет:

  1. На исполнение. На протяжении всей жизни собственника интеллектуального труда, но не меньше 50 лет со следующего года, когда произведение было исполнено или выпущено в эфир.
    Если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, период функционирования исключительного права продлевается вновь на 50 лет с последующего 1 января после реабилитации.Если исполнитель умер, данное право переходит на его родственников и действует в установленных ст. 1318 ГК РФ пределах.
  2. На фонограммы. Правообладатель может распоряжаться материалом после осуществления его записи на протяжении 50 лет. И если труд был обнародован в течение полувека, то срок действия СП увеличивается на 50 лет. Следовательно, период защиты интересов собственника на фонограмму может составить почти 100 лет.
  3. На сообщения радио- и телепередач. После того, как передача вышла в эфир, исключительное право сохраняется 50 лет.
  4. На базы данных. Интересы правообладателя охраняются 15 лет. В случае обнародования базы данных до истечения указанного периода, действие исключительного права увеличивается на 15 лет с 1 января следующего года, когда материал стал доступен гласности.
  5. На публикацию материала. Период действия составляет 25 лет.

О сроках действия авторского права смотрите в статье по ссылке.

Что происходит после прекращения?

Внимание! Когда действие смежного права заканчивается, произведение переходит в открытый для общественности доступ.

Собственники могут распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности в ограниченный период действия смежного права. Данный срок определяется Гражданским Кодексом РФ и зависит от категории произведения.

После завершения этого временного промежутка, материал переходит в распоряжение общественности.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe/srok-deystviya-sp.html

Срок охраны и использование смежных прав

Срок охраны смежных прав

Из законодательства можно вывести определенные основания легитимности смежных прав.

Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения прав автора (правообладателя) исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах, заранее установленных по лицензионному договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Отдельно Закон устанавливает случаи возможного использования объектов смежных прав (исполнения или постановки, фонограммы передачи эфирного или кабельного вещания):

  • без согласия обладателя соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения,
  • без согласия и без выплаты вознаграждения правообладателю (случаи включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, использования объектов смежных прав исключительно в целях обучения или научного исследования и другие установленные Законом случаи).

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю. Исключение составляет право публикатора, действующее в течение 25 лет.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Законодательство предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае:

  • репрессии и посмертной реабилитации исполнителя
  • работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Статьи и новости по теме:

Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Арбитражным судом Москвы принято решение об отклонении иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к столичному Макдональдсу за, как считает истец, «незаконное использование фонограмм» >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Социальная сеть ВКонтакте выигрывает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области у ООО «Никитин Медиа Диджитал Контент». Обвинения в нарушении исключительных смежных прав истца с требованием штрафной компенсации в 750 тысяч рублей судом, на закрытом по требованию ответчика заседании, отвергнуто >>>

С просьбой о проведении закрытого заседания к Арбитражному суду обратились представители социальной сети ВКонтакте , мотивируя просьбу тем, что в ходе процесса собираются продемонстрировать оригинальную технологию и программные средства, с помощью которых блокируется доступ к аудиофайлам, нарушающим права авторов >>>

Организация по коллективному управлению смежными правами требует отчисления за музыку, которую слушают пассажиры во время перелетов >>>

Что касается авторского права, то ему (точнее, его отсутствию в интернете) в каждой дискуссии на авторско-правовую тему уделяется повышенное внимание. Другой вопрос – насколько продуктивны все эти разговоры, что за ними стоит и, самое главное, что последует >>>

[  1   2  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/smegnie_prava/srok_ohrani_ispolzovanie_smegnih_prav/

Смежные права: основные положения

Срок охраны смежных прав

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.