Связанные с банком лица

О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении, указание оперативного характера банка россии от 17 января 2005 года №2-т

Связанные с банком лица

В целях обеспечения условий для поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации и защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России предлагает банкам и территориальным учреждениям Банка России усилить контроль за рисками, возникающими при совершении со связанными с банком лицами сделок.

В целях настоящего Указания оперативного характера понятие “связанные с банком лица” применяется в значении, определенном в приложении 1 к Инструкции Банка России от 16 января 2004 года N 110-И “Об обязательных нормативах банков”, зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2004 года N 5529 (“Вестник Банка России” от 11 февраля 2004 года N 11, от 8 сентября 2004 года N 53).

1. В целях снижения вероятности понесения банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с банком лицами, банкам рекомендуется внутренними документами по вопросам организации деятельности предусмотреть:

1.1.

Установление в относительном и(или) абсолютном (стоимостном) выражении лимитов сделок, несущих кредитный риск, со связанными с банком лицами (совокупные, а также в разрезе категорий связанных с банком лиц и отдельных связанных с банком лиц), в рамках которых не требуется рассмотрения сделок советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников) банка.

Рекомендуется устанавливать лимиты сделок в разрезе отдельных заемщиков, относящихся к связанным с банком лицам, в размере существенно ниже, чем величина крупного кредитного риска, составляющая пять процентов от величины собственных средств (капитала) банка. Оптимальной представляется величина лимита сделки, не превышающая трех процентов от собственных средств (капитала) банка.

1.2.

Необходимость рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников) банка предполагаемых к осуществлению со связанными с банком лицами сделок, несущих кредитный риск, в случае, если указанные сделки превышают установленный банком лимит совершения этих сделок, а также в иных случаях, в зависимости от условий совершения сделок и других факторов, которые каким-либо иным образом несут угрозу риска финансовой устойчивости банка.

1.3. Необходимость рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников) банка предполагаемых к осуществлению сделок, несущих кредитный риск, в совершении которых имеется заинтересованность связанных с банком лиц, независимо от объема таких сделок.

1.4. Недопустимость предоставления связанным с банком лицам кредитов (принятия условных обязательств кредитного характера), на более льготных условиях (в том числе в части сроков платежей, процентной ставки, требований к обеспечению и других) по сравнению с кредитами (условными обязательствами кредитного характера), предоставляемыми не связанным с банком лицам.

1.5. Недопустимость принятия решений по выдаче кредитов инсайдерам и другим связанным с банком лицам, с участием заинтересованных в данных решениях лиц.

1.6. Определение порядка и процедур контроля за оценкой кредитного риска по сделкам со связанными с банком лицами, а также за их выполнением.

2. Территориальным учреждениям Банка России предлагается при осуществлении надзора за деятельностью банков:

2.1. учитывать наличие и степень эффективности системы управления и оценки банковских рисков при совершении сделок со связанными с банком лицами, в том числе в рамках оценки выполнения требований подпункта 3.6 и подпункта 3.13.

5 пункта 3 Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2004 года N 5774 (“Вестник Банка России” от 7 мая 2004 года N 28);

2.2. обращать внимание на несоблюдение банками требований, установленных Федеральным законом “Об акционерных обществах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.1; N 25, ст.2956; 1999, N 22, ст.2672; 2001, N 33 (часть 1), ст.3423; 2002, N 12, ст.1093; N 45, ст.

4436; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 11, ст.913) и Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.785; N 28, ст.3261; 1999, N 1, ст.2; 2002, N 12, ст.

1093) в отношении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и рассматривать его как негативный фактор при вынесении суждения о классификации кредитной организации в соответствии с нормативным актом Банка России об оценке финансовой устойчивости кредитных организаций.

Оценки качества системы управления и контроля за указанными рисками используются территориальными учреждениями Банка России для отнесения банка по финансовому состоянию к соответствующей категории и классификационной группе, определяемой на основании правил, установленных нормативным актом Банка России о критериях определения финансового состояния кредитных организаций.

3. В связи с изданием настоящего Указания оперативного характера Банка России не применяется Указание оперативного характера Банка России от 5 мая 2003 года N 68-Т “О связанном кредитовании” (“Вестник Банка России” от 15 мая 2003 года N 25).

4. Доведите настоящее Указание оперативного характера Банка России до сведения банков.

Первый заместительпредседателяЦентрального банкаРоссийской Федерации

А.А.Козлов

Текст документа сверен по:”Вестник Банка России”,

N 2, 19.01.2005

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901921072

Банк России уточняет подходы к вступающему в силу в 2017 году регулированию рисков связанных с банком лиц

Связанные с банком лица

Банк России разработал пакет нормативных актов для вступающего в силу с 1 января 2017 года обязательного норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) Н25.

Порядок расчета Н25, в том числе поэтапное введение ограничения рисков, сопряженных с кредитованием бизнеса собственников и связанных с ними структур, уточняет проект Указания “О внесении изменений в пункт 1.10 Указания Банка России от 16 декабря 2014 года № 3490-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Это позволит кредитным организациям привести объем кредитования связанных с банком лиц в соответствие с новыми требованиями.

Средства, направленные собственниками банков на кредитование своего бизнеса, будут подлежать включению в расчет норматива Н25 в полном объеме, за исключением так называемых транспарентных активов, которые будут включаться в расчет с пониженным коэффициентом 50% до конца 2018 года. Под транспарентными в рамках проекта понимаются активы, возникшие в результате:

  • сделок с юридическими лицами, входящими в Перечень стратегических предприятий или Перечень стратегических организаций;
  • сделок с организациями оборонно-промышленного комплекса;
  • сделок с лицами, имеющими рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств по международной шкале на уровне не ниже «B»;
  • сделок, обеспеченных поручительством (гарантией) вышеперечисленных юридических лиц;
  • сделок с юридическими лицами, являющимися добросовестными налогоплательщиками.

Одновременно уточняются критерии отнесения лиц к связанным с банком и формирования группы связанных с банком лиц: исключается необходимость использования в целях расчета норматива Н25 «экономической» связи (когда ухудшение экономического положения одного заемщика может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим обязательств перед банком-кредитором). Определение связанности лица с банком будет производиться на основе критериев МСФО, а наличие «экономической» связи начиная с 2017 года будет учитываться только при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6).

Признаки возможной связанности лица (лиц) с банком, которые будут приниматься по внимание Комитетом банковского надзора (КБН) Банка России при вынесении мотивированного суждения о признании заемщиков (контрагентов) связанными с кредитной организацией, определены в проекте указания Банка России «О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией». При расчете норматива Н25 и оценке своих взаимоотношений с заемщиками (контрагентами) на предмет связанности кредитные организации должны прежде всего руководствоваться критериями контроля и значительного влияния, определенными МСФО.

Вопросы признания заемщиков связанными с банком будут выноситься на рассмотрение КБН Банка России, когда структура собственности заемщиков непрозрачна, но между банком и заемщиками прослеживается устойчивая экономическая и административная связь, существенным образом влияющая на финансовую устойчивость кредитной организации, но кредитная организация не раскрывает Банку России природу и характер своих взаимоотношений с такими заемщиками. Например, признаки связанности, определенные в проекте, будут применяться в отношении так называемых технических компаний, не ведущих реальной деятельности, создаваемых кредитными организациями и их собственниками для проведения схемных операций. Транспарентные заемщики с прозрачной структурой собственности, понятной Банку России, оцениваться с точки зрения признаков возможной связанности не будут.

Процедуру вынесения КБН Банка России мотивированного суждения о признании лица (лиц) связанным с банком устанавливает проект указания Банка России «О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации».

Документ определяет сроки доведения до банка принятого решения и направления требования о приведении размера риска на связанное лицо в соответствие с установленной Банком России величиной; сроки предоставления информации кредитной организацией, необходимой КБН Банка России для вынесения мотивированного суждения; сроки предоставления информации о выполнении предъявленных Банком России требований. Проект также устанавливает процедуру обжалования кредитной организацией решения, принятого Банком России.

Фото на превью: everything possible / shutterstock

Источник: https://cbr.ru/press/event/?id=451

Связанные лица: порядок определения банками в 2020 году

Связанные с банком лица

Во-первых, в соответствии с новыми правилами, банк не позднее следующего рабочего дня после определения лица связанным с банком и внесения информации в перечень связанных с банком лиц в письменной форме сообщает об этом такому лицу.

Перечень связанных с банком лиц, как и прежде, утверждается правлением банка. Лицо является связанным с банком с момента возникновения оснований для определения такого лица связанным. Ежемесячно банки передают актуализованный перечень связанных лиц Национальному банку.

Во-вторых, НБУ уточнил критерии, по которым лицо не может считаться связанным с банком.

1) по признаку аффилированности:

Государство Украина (в лице соответствующего органа государственной власти или управления и / или субъектов, действующих только на основании государственной собственности);

территориальная община (в лице соответствующего органа местного самоуправления);

международная финансовая организация, с которой Правительство Украины заключило договор о сотрудничестве и для которой в соответствии с законами Украины установлены привилегии и иммунитеты;

2) юридические лица по признаку родства из-за наличия существенного участия лиц, указанных в пункте 1.

В то же время признаками связанности с банком являются:

По характеру взаимоотношений:

1) исключительность:

  • Лицо является должником / контрагентом только одного банка или связанных с ним лиц, а операции, осуществляемые с таким лицом, являються экономически необоснованными (за исключением случаев, корда получение финансирования от болем чем одного банка нецелесообразно, например, ипотечный кредит, предоставленный физическому лицу для приобретения жилья, которое является единственным местом жительства этого лица);
  • у лица, в том числе новосозданного, отсутствует кредитная история с другими финансовыми учреждениями, не связанными с банком;

2) экономическая зависимость:

  • лицо осуществляет свою хозяйственную деятельность в секторе экономики, где банк или связанные с ним лица играют очень важную роль (включительно с деятельностью по предоставлению вспомогательных услуг);
  • основным источником поступлений, в том числе для погашения задолженности или выполнения обязательств лица являються средства банка и / или связанного с банком лица или лица, имеющего признаки связанности;
  • лицо не имеет существенной хозяйственной деятельности или доходов (включая, но не ограничиваясь оффшорными и фиктивными компаниями и подставными лицами);
  • лицо является зависимым от банка и / или от связанных с ним лиц, в результате чего проблемы в деятельности банка или связанных с ним лиц с большой вероятностью приведут к проблемам в деятельности этого лица;
  • лицо действует подавляющим образом как представитель интересов банка и / или связанного с банком лица;
  • лицо принадлежит к группе лиц, одно из которых является заемщиком банка и которому банк предоставил значительные кредиты, которые связаны между собой общей хозяйственной деятельностью или участием в уставном капитале другого лица, и одно из этих лиц является связанным с банком лицом;
  • лицо принадлежит к группе лиц, связанных между собой общей хозяйственной деятельностью, обеспечение по кредитам которыхпредоставлено одним залогодателем, и хотя бы один из заемщиков является связанным с банком лицом;

3) общая инфраструктура:

  • лицо имеет общин или очень близкие адреса (физические или виртуальные), фактическое местонахождение, нефизические размещения (например, интернет-сайт) с банком и / или связанными с ним лицами;
  • лицо имеет общие операционные структурне элементы, в частности IT системы, бухгалтерський учет с банком или связанными с ним лицами (включая аутсорсинг);
  • лицо имеет общего с банком и / или связанными с ним лицами руководителя, или работник лица является руководителем (менеджером) в банке и / или связанным с ним лицом и наоборот;
  • лицо имеет общин юридических советников с банком или доверенности предоставлены банком и / или связанными с ним лицами, или оно специально роздано компанией для выполнения конкретных задач и контролируется банком и / или связанными с ним лицами;
  • лицо имеет общих поставщиков, провайдеров услуг или клиентов с банком или связанными с ним лицами;
  • лицо имеет в банке общего со связанными с банком лицами менеджера по кредитованию / оказанию услуг;

4) недостаточная прозрачность:

  • информация о структуре собственности лица не дает возможности установить всех владельцев существенного участия и / или конечних бенефициарных собственников (контролеров) и / или всех ключевых участников в структуре собственности лица;
  • информации о деятельности конечних бенефициарных собственников (контроллеров) лица нет или ее недостаточно;
  • структура собственности лица неоправданно сложная;
  • лицо не сотрудничает с Национальным банком по вопросам выяснения информации о его отношениях с банком и / или связанными с ним лицами;
  • лицо зарегистрировано не в стране, где осуществляется его основная деятельность, без наличия для этого экономических и финансовых оснований;
  • лицо, в отношении котрого имеется открытая информация о его связанности с банком  и она документально им не опровергнута.

По характеру операций:

1) цель сделки и использования средств:

  • цель сделки и использования средств не соответствует основному виду деятельности (типовой хозяйственной деятельности) лица;
  • средства, полученные лицом, использованы для других целей, чем предусмотрено в договоре;
  • средства используются связанными с банком лицами или в ихинтересах прямо или косвенно (включая, но не ограничиваясь погашеним кредитов в других финансовых учреждениях, покупкой активов и оплатой услуг);
  • использование средств четко не определено или не контролируется банком должным образом;

2) документация:

  • необходимая документация относительно сделки отсутствует или документация не соответствует установленням требованиям (в том числе недостаточное количество или отсутствие документов);
  • документация не отражает реальные характеристики, экономическую суть сделки;

3) операционные стандарты.

Трансакция не была бы проведена при таких условиях другим банком, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:

  • некоторые стандарты кредитования не представлены или определены не полностью во внутренних положениях банка;
  • трансакция проведена с несоблюдением внутренних положений банка;
  • сумма предоставленного кредита не соответствует объемам деятельности должника;
  • существует существенная диспропорция между поступленнями лица, содержанием и условиями сделки;
  • осуществление операций, юридическая форма которых отличается от их экономической сути;
  • лицо имеет договорные отношения, предусматривающие право на отказ от взятых на себя обязательств перед банком (выполнение определенных условий) и / или передачи долгов связанному с банком лицу;
  • установление для должника / контрагента индивидуальных русловий уплати долга, отличных от текучих рыночных условий;
  • штатная численность лица не соответствует объемам его деятельности и / или объему активныхопераций, проводимых банком с таким лицом;
  • отсутствие у лица в течение полугода с даты фактического получения кредита необходимой документации или разрешений для обеспечения выполнения работ, на цели которых предоставлялся кредит (например, отсутствие разрешений на земельный участок под. строительство, на которое предоставлен кредит, или вообще лицензии на строительство и т.п.);

4) задолженность и кредитоспособность.

Кредит не был бы предоставлен лицу другим банком, который придерживается эффективной банковской практики, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:

  • кредитоспособность или объемы поступлений по денежным потокам, которые поступают на счеталица, не обеспечивают своевременного возврата кредита;
  • поступления, которые планируется получить от инвестирования средств, предоставленных в кредит, не обеспечивают своевременного и надлежащего возврата кредита;
  • осуществление операций с лицом, кредитный рейтинг котрого или оценка качества его активов, рассчитанных банком, является ниже приемлемых;
  • продление срока пользования кредитом на срок более одного года без наличия фактов уплати процентов по кредиту;

5) инструменты внутреннего контроля.

Внутренний контроль за операцией недостаточный по сравнению с тем, что применяется в аналогичных операциях, включая, но не ограничиваясь такими ситуациями:

  • операция была осуществлена ​​банком по процедуре, отличной от процедуры, определенной для аналогичных контрагентов
  • нет обоснованного вивода подразделения по управлению рисками при осуществлении активной операции или есть отрицательное заключение по нему;
  • операция с лицом осуществлена ​​в размере, превышающем установленный банком внутренний лимит для такого вида контрагентов без должного экономического обоснования;
  • активы / услуги, проданные / предоставленные банку лицом, не когут бать идентифицированы или нет никаких доказательств их вероятного существования на момент совершения сделки;
  • оценка на предмет залога, полученного банком, не проведена своевременно или отсутствуют документы, свидетельствующие об обременении имущества и его государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства и внутренних процедур банка;
  • кредиты, предоставленные лицу, не классифицированы как проблемные, корда это необходимо (включая чисто формальную реструктуризацию кредита) или резервы на покрытие возможных потерь по активным банковским операціям рассчитаны неправильно;
  • промедление, затягивание банком процедуры взыскания долга по кредитам или взыскания залога по кредитам;

6) процентные ставки, комиссии и цены

  • процентные, комиссионные и операционные доходы (расходы) по операциям с лицом отличные от текучих рыночных условий / русловий сделок с другими должниками / контрагентами;
  • цены, по которым достоялась продажа активов и / или оказание услуг банком лицу, существенно отличаются от рыночных;
  • цены, по которым состоялся викуп активов и / или получение услуг банком от лица, существенно отличаются от рыночных;

7) залоговое обеспечение и гарантии:

  • наличие у лица договоров с банком и / или связанным с банком лицом по обеспечению выполнения обязательств друг за друга;
  • принятие от должника / контрагента меньшего обеспечения выполнения обязательств или обеспечения болем низького качества, чем принимается от других клиентов.

Национальный банк может определить юридическое или физическое лицо связанным с банком на основании выше перечисленнях признаков.

Такое решение принимает Комиссия по вопросам определения связанных с банком лиц и проверки операций банков с такими лицами.

 Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об определении лица (лиц) связанными с банком средствами электронной святи доводит его до сведения банка или направляет его в письменной форме.

Лицо считается связанным с банком, если банк в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления Национального банка об определении связанного с банком лица не докажет обратного.

Если банк докажет, что лицо не является связанным с банком, то соответствующее решение Комиссии отменяет Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем.

Екатерина Гутгарц, юрист, главред

Источник: Prostopravo

16.12.2020

Источник: https://prostopravo.com.ua/finansy/stati/natsbank_vnes_izmeneniya_v_poryadok_opredeleniya_svyazannyh_lits

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.