Виды объектов административного правонарушения

2.1 Объект административного правонарушения

Виды объектов административного правонарушения

Втеории административного права объектыпосягательств административныхправонарушений традиционно подразделяютна четыре группы: общий, родовой, видовойи непосредственный.

Такое деление имеетне только теоретическое, но и практическоезначение, так как оно позволяетправоприменителю осуществить процессквалификации административныхправонарушений, то есть отнесениепротивоправного деяния к конкретнойстатье Особенной части КоАП РФ либостатье закона субъекта РФ, устанавливающегоадминистративную ответственность.

Общимобъектом административных правонарушенийявляются общественные отношения в сферегосударственного управления, регулируемыенормами права (конституционного,трудового, земельного, экологического,финансового, гражданского), охраняемыеи защищаемые мерами административнойответственности..

Родовойобъект –часть общего объекта.

В качестве критерияделения общего объекта на части можетбыть взята отрасльобщественной деятельности,где складываются общественные отношения(в сельском хозяйстве, в промышленности,на транспорте…) или содержаниеохраняемых общественных отношений(собственность, общественный порядок,права граждан, порядок управления).Именно родовой объект лежит в основепостроения Особенной Части КоАП РФ,например в гл.5 сконцентрированыпроступки, посягающие на права граждан,в гл. 14- проступки, связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности.

Видовойобъект –разновидность родового, специфическаягруппа общественных отношений, общаядля правонарушений, входящих в однуглаву.

Выделение видового объектаявляется необходимым и оправданным,поскольку именно такая система объектовдетально разграничивает общественныеотношения между собой, что в свою очередьпозволяет правоприменителю болеекачественно осуществлять процессквалификации административныхправонарушений и эффективно назначатьвиновным лицам административныенаказания.

Поднепосредственным объектом рассматриваетсята часть однородных общественныхотношений, которым административноеправонарушение непосредственно причиняетущерб (например, право владения,пользования и распоряжения конкретнымимуществом при совершении мелкогохищения). В качестве непосредственногообъекта могут выступать конкретныенормы, правила, предписания, запреты.Непосредственный объект позволяетразграничить однородные административныеправонарушения между собой.

Вряде случаев объект административногоправонарушения тесно связан с предметомпосягательства, то есть с предметомвнешнего, материального мира на которыйвоздействует правонарушение и которымпричиняется ущерб (например, налоговаядекларация для административныхправонарушений в области налогов исборов). Однако предмет административногоправонарушения нельзя отождествлятьс объектом, даже несмотря на то, что онявляется элементом общественныхотношений, что также предполагает егоохрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения

Объективнаясторона правонарушения– это система предусмотренных нормамиадминистративного права признаков,характеризующих его внешние проявление.

Объективнаясторона любого характеризуется двумягруппами признаков: обязательнымиифакультативными.

Вчисло обязательныхпризнаковвходит само противоправное деяние(действиеили бездействие), егообщественновредные последствияи логическаясвязь между ними.Так,например, нарушение водителямитранспортных средств Правил дорожногодвижения (гл.

12 КоАП РФ) может выражаться в разныхдействиях: превышенииустановленной скорости движения,несоблюдении требованийдорожных знаков, проезде на запрещающийсигнал светофора,пересечении сплошной линии разметки идр.Илипример бездействия.

Непринятиемер по устранению причин и условий,способствующих совершению административногоправонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорилио том, что юридические составыадминистративных правонарушений посвоей законодательной конструкциимогут быть формальными и материальными.

https://www.youtube.com/watch?v=3vnAacv9dfU

Именно по объективной сторонеадминистративного правонарушения онии подразделяются следующим образом.

Тоесть в число обязательных признаковобъективной стороны административногоправонарушения с формальным составомне входят общественно вредные последствияпротивоправного деяния и причиннаясвязь между двумя этими признаками.

Для административныхправонарушений с материальным составомобязательными признаками объективнойстороны являются: общественно вредныепоследствия противоправного деяния ипричинная связь между двумя этимипризнаками.

Факультативныепризнакиобъективной стороны правонарушения –это дополнительные критерии, характеризующиеусловия и обстоятельства совершенияправонарушения.

В административномправе в качестве таковых выделяются:время, место, способ, характер совершениядеяния, его повторность, неоднократность,злостность, систематичность.

Они присущи далеко не всем составамадминистративных правонарушений,в силу чего они называются факультативнымипризнакамисоставаадминистративного правонарушения, т.е.необязательными признаками.

Втоже время, для ряда составовадминистративных правонарушенийкакой-либо из факультативных признаков,в силу законодательной конструкциисостава, становится обязательнымпризнаком объективной стороныправонарушения.

Так,например, административное правонарушение«стрельба из оружия в не отведенных дляэтого местах» в качестве обязательногопризнака объективной стороны указываетна место совершения административногоправонарушения (ст. 20.13).

Собъективной стороны административныеправонарушения могут простымиисложными.

Простоедеяниепредставляет собой единое действие иликратковременное бездействие, единыйкратковременный акт противоправногоповедения (мелкоехищение).

Сложноедеяниеможет состоять из нескольких самостоятельныхдействий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующиевиды сложных деяний:

сдвумя разными действиями(например,мелкое хулиганство, сопряженное снеповиновением законному требованиюпредставителя власти);

-состоящее из альтернативных действий(например,нарушение правил производства, продажи,коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтожениеоружия и патронов к нему);

– длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФзаконодатель конкретно выделяет длящиесяправонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимсяна них конкретнее.

Длящеесяправонарушение– действие или бездействие, в результатекоторого длительно не исполняетсяобязанность.

В основе длящегося нарушениялежит невыполняемая лицом в течениедлительного времени правовая обязанностьне нарушать правовой запрет или, наоборот,совершить предусмотренное нормой правадействие.

Для него характерно непрерывноеосуществление нарушения, чаще всегопутем длительного бездействия. Длящеесяправонарушение является единым.

Начальныммоментом правонарушения являетсядействие или бездействие, повлекшеедлительное нарушение запрета, илидлительное невыполнение обязанности.

Оно оканчивается фактически прекращениемправонарушения или юридически –привлечением виновного к ответственности(например,ст. 19.15 КоАП РФпроживаниегражданина без регистрации).

Невыполнениепредусмотренной нормативным правовымактом обязанности к установленному внем сроку не является длящимсяадминистративным правонарушением.1

Длящеесяадминистративное правонарушение следуетотличатьот продолжаемого,под которым понимается совершение одними тем же лицом нескольких тождественныхправонарушений,за каждое из которых он подлежитадминистративной ответственности.

Наповторностьадминистративногоправонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3КоАП РФ. Повторность означает совершениеодним и тем же лицом в течение определенногост. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородногоправонарушения, за которое оно ужеподвергалось административномунаказанию.

Существует 2варианта выражения повторности:

  • Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
  • Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

Источник: https://studfile.net/preview/5269489/page:4/

Объект правонарушения и его виды, объективная сторона административного правонарушения

Виды объектов административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Применение огнестрельного оружия как мера государственного принуждения

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 291;

Источник: https://studopedia.net/9_63951_ob-ekt-pravonarusheniya-i-ego-vidi-ob-ektivnaya-storona-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Классификация объектов административных правонарушений

Виды объектов административного правонарушения

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

В науке административно-деликтного права деление объектов правонарушений на виды осуществляется с учетом одного крите­рия — «вертикали», в результате выделяется три вида объектов: общий, родовой и непосредственный.

В науке уголовного права вопрос о классификации объектов преступлений остается дискуссионным.

Для лучшего понимания объекта правонарушения более пра­вильным было бы осуществлять классификацию, используя раз­ные критерии.

Например, такой критерий, как область, в которой складываются административно-деликтные отношения, предмет воздействия, отрасль права, нормы которой регулируют обще­ственные отношения, охраняемые административными санкция­ми. Наиболее содержательной является классификация «по вер­тикали».

Объекты административных правонарушений «по вертикали» классифицируются как общий, родовой и непосредственный.

Кобщему объекту относятся все общественные отношения, охраняемые нормами административно-деликтного права. Общий объект означает, что он является одним для всех административ­ных правонарушений.

Он лишен конкретных признаков общест­венных отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого административного правонаруше­ния.

Во-первых, эти отношения деликтны, связаны с совершением административных правонарушений, во-вторых, регулируются нормами различных отраслей права, в-третьих, обеспечиваются (охраняются) административными санкциями.

Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов. Посягательство на конкретный объект является одновременно по­сягательством и на общий объект.

Анализ общественных отношений, охраняемых администра- тивно-деликтным правом, свидетельствует о том, что их круг по­стоянно изменяется.

Одни общественные отношения включаются в перечень охраняемых административно-деликтным правом, дру­гие исключаются.

На этот процесс оказывают влияние многие обстоятельства — это и повышение правосознания общества, его культуры, изменения в области экономических отношений, прио­ритетов политики государства. Например, из нового КоАП исклю­-

чены такие правонарушения, как распитие спиртных напитков на производстве (ст. 158 КоАП 1984 г.), изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 61 КоАП 1984 г.).

В то же время появились многие новые виды противоправных деяний: применение медицинским работни­ком радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик, в диагностических либо лечебных це­лях (ст. 16.5), распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8), умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст.

18.1), ненадлежащее выполне­ние работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выпол­ненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (ст. 21.8).

Родовой объект — это часть общественных отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством. Он объ­единяет однородную группу общественных отношений, состоящих из конкретных объектов, и является для них единым.

Например, посев или выращивание запрещенных к возведению растений, со­держащих наркотические вещества (ст. 16.1), сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.

2), нарушение требований режима радиационной безопас­ности в местностях, подвергшихся радиационному загрязнению (ст. 16.3), нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4), нарушение правил и порядка радиационной безопасности (ст. 16.6) и др.

посягают на один и тог же родовой объект — отношения в области здоровья населения. Таким образом, родовой объект свойствен определенной группе правонарушений.

Родовой объект правонарушения является главенствующим при построении системы Особенной части КоАП. Близкие, род­ственные правонарушения объединяются в одной главе Особен­ной части. Количеством глав определяется количество родовых объектов административных правонарушений. Сущность его раскрывается в названиях глав.

Например, в главе 24 «Админист­ративные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» — правона­рушения, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к деятельности суда и органов уголовной и административной юрис­дикции, в главе 25 «Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на

военную службу и воинского учета» — правонарушения, препят­ствующие формированию воинского контингента.

Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов.Видовые

Источник: https://lektsii.org/3-45611.html

Объект административного нарушения

Виды объектов административного правонарушения

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.

Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни.

В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2КоАП:

– защита личности;

– охрана прав и свобод человека и гражданина;

– охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– защита общественной нравственности;

– охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;

– общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Выделяют три вида объектов административного правонарушения:

– общий;

– родовой;

– видовой (непосредственный).

Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни, и по этому признаку сгруппированные по главам в Особенной частиКоАП.

Видовым или непосредственным объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.

В соответствии сдействующимКоАП субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, т.е. показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние.

В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

Деяние может выражаться в двух формах: действия или бездействия.

Действие – это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11КоАП«Незаконное получение кредита».

Бездействие – это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которое оно обязано совершить в силу требования закона.

Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например, предусмотренное ст. 12.

17КоАП«Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».

В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.

Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся.

Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора – ст. 12.

12КоАП), а длящееся – в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом – ст. 14.23КоАП).

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е.

до момента завершения противоправного поведения (состояния).

Для квалификации административного правонарушения нередко значение имеют место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.

Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.

Средства совершения административного правонарушения – различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель совершает административное правонарушение.

Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.

Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.

Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем правил дорожного движения.

По наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

Правонарушения с формальным составом считаются оконченными с момента фактического нарушения правил, невыполнения обязанности и т.п., независимо от наступления или не наступления общественно опасных последствий. Примером правонарушения с формальным составом является сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для ания на референдуме (ст. 5.23КоАП).

Правонарушения с материальным составом считаются совершенными только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий.

Таким, например, является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.24КоАП).

В данном случае имеется не только нарушение правил (дорожного движения), но и наступившие общественно опасные последствия (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Кроме того, обязательным элементом объективной стороны таких правонарушений является прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего должно быть вызвано именно нарушением водителем правил дорожного движения).

Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, т.е. правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.

Вина традиционно определяется как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) к последствиям данного деяния. ВКоАП предусмотрены две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий.

Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия) и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий.

Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий.

Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом.

Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично.

Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а только их потенциальной возможности.

Неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.

Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность совершения противоправных действий или наступления опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Так, например, водитель, зная о приближении поезда, но видя, что шлагбаум через переезд еще не начал закрываться, резко увеличивает скорость, надеясь проскочить, однако проезжает уже при закрывающемся шлагбауме, тем самым совершая правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10КоАП.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, например, бухгалтер в силу своей низкой квалификации и незнания действующего законодательства уничтожает учетные документы, подлежащие длительному хранению и тем самым совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11КоАП.

Источник: https://poisk-ru.ru/s2002t5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.