Виды подсудности административных дел

Глава У. Подведомственность и подсудность административных дел

Виды подсудности административных дел

Сущность понятий подведомственность и подсудность административных дел

Под подведомственностью в юридической науке принято понимать отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа, в нашем случае органа судебной власти.

Как было изложено выше федеральным законодателем определена судебная система Российской Федерации. Каждый из её составных частей наделён определёнными полномочиями по рассмотрению конкретных дел в форме определённого конституцией судопроизводства.

Есть дела подведомственные только Конституционному Суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, судам субъектов РФ.

Так, например, если в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде РФ, судья обязан отказать в принятии административного иска в соответствии со ст. 129 КАС РФ. Если же нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено.

Подведомственность бывает двух видов: исключительная и множественная.

Подведомственность считается исключительной, еслидело может рассматриваться только судом и не может разрешаться по существу другими органами. При этом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Так, например, на неправомерные действия должностного лица полиции гражданин может обратиться с административным иском в суд или с жалобой вышестоящему должностному лицу, которому подчинён данный сотрудник.

При параллельном обращении в данные органы окончательным является решение суда по конкретному делу.

В КАС РФ (ст.17) законодатель подведомственность административных дел «замкнул» на судебную власть (исключительная подведомственность), определив, что такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции, начиная с мировых судей. При этом все перечисленные в ст.

1 кодифицированного закона административные дела разбиты на две категории: 1) дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; 2) другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Из данного правила  сделано исключение для дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Именно это положение определяет суть подведомственности административных дел.

Подсудность – это разграничение компетенции конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских и административных дел по первой инстанции. Отсюда следует, что судья, принимая административно – исковое заявление должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

К видам подсудности относятся: родовая (предметная) подсудность;территориальная подсудность;подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность определяет компетенцию судов различных звеньев судов общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции административные дела распределены между судами различных уровней судебной системы Российской Федерации. Одни дела отнесены законом к ведению мировых судей, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных административных дел к ведению судов того или иного уровня являются характер дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного административного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на: 1) подсудность по выбору истца (альтернативная); 2) исключительную подсудность; 3) договорную подсудность.

Первая из перечисленных выше видов территориальной подсудности (альтернативная) предусмотрена для ряда категорий административных дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня (ст. 24 КАС РФ).

При этом право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу.

Так, например, административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч1. ст. 24 КАС РФ).

Сущность исключительной подсудности заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать. Применительно к административному судопроизводству перечень таких дел перечислен в ст. 23. КАС РФ.

Так, например, заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается только в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Договорная подсудность, применяемое преимущественно в порядке гражданского судопроизводства, имеет место тогда, когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела.

При этом недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме.

Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их дела.

Подсудность по связи дел применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований. Так, например, ст.

26 КАС РФ определяет положение о том, что административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

https://www.youtube.com/watch?v=CdpbSzCbe40

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1705;

Источник: https://studopedia.net/15_57705_glava-u-podvedomstvennost-i-podsudnost-administrativnih-del.html

Подсудность административных дел

Виды подсудности административных дел

После разрешения вопроса о подведомственности, заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует обратиться с административным исковым заявлением, то есть определить подсудность административного спора.

Подсудность – это определение компетенции конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению административных дел.

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые суды субъектов РФ (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней: а) районные суды; б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов; в) Верховный Суд РФ.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам.

Административные дела мировые судьи рассматривать не могут.

В судебном административном процессе можно выделить следующие виды подсудности: родовая подсудность; территориальная подсудность.

Родовая подсудность позволяет распределить дела внутри судебной системы в зависимости от уровня суда.

Правила территориальной подсудности позволяют определить конкретный суд судом одного уровня. Согласно ст.

22 КАС РФ АИЗ к органу исполнительной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии и т. д.

подается в суд по месту их нахождения; к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица проходят службу.

АИЗ к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации.

АИЗ к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Право выбора между судами, которым подсудно дело, в данном случае принадлежит административному истцу.

Также нормами КАС РФ установлена исключительная подсудность.

Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.

Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

Тема 3. Участники дел административного судопроизводства.

1. Понятие и особенности состава участников дел административного судопроизводства.

2. Состав суда и отводы.

3. Стороны в делах административного судопроизводства. Заинтересованные лица.

4. Представительство в делах административного судопроизводства.

5. Прокурор в делах административного судопроизводства.

6. Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы других лиц, неопределенного круга лиц, публичные и коллективные интересы.

7. Лица, содействующие осуществлению правосудия.



Источник: https://infopedia.su/16xed19.html

Дела административного судопроизводства, подсудность

Виды подсудности административных дел

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика.

Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Источник: https://iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.