Виды режима дня

Рабочее время

Виды режима дня

Понятие рабочего времени раскрывает ст. 100 ТК РФ. Рабочее время (2020) — это период, в течение которого сотрудник, согласно контракту, выполняет свои должностные обязанности и подчиняется внутреннему распорядку. Виды режимов и способы учета отработанного времени перечислены в статьях 101 – 105 ТК РФ.

Режим устанавливается для лиц, заключивших трудовой контракт, т. е. для работников. В связи с этим нужно уметь различать график работы предприятия и сотрудников. Для организации тот или иной вид устанавливается, исходя из потребностей бизнеса, например, компания может функционировать круглосуточно. При этом сотрудники будут трудиться, например, посменно.

Режим труда работающим гражданам устанавливается коллективным и трудовым договорами, правилами внутреннего трудового распорядка. В нем прописывают особенности организации труда в условиях конкретного предприятия. Основными формирующими элементами являются:

  • период начала и окончания работы;
  • продолжительность трудового дня (смены), недели;
  • график сменности, количество смен в сутки;
  • чередование дней труда и дней отдыха;
  • продолжительность перерывов в работе в течение дня (для отдыха, питания и т. д.), время их начала и окончания.

Приведем перечень возможных вариантов:

Какой бы режим ни выбрал для своего персонала наниматель, он не должен выходить за установленные законом рамки — норму, закрепленную ТК РФ. Также он обязан обеспечить верный учет и расчет рабочего времени.

Регламент рабочего времени и времени отдыха

Закон запрещает применять режимы, нарушающие нормальную продолжительность труда. Какова его стандартная длительность — вопрос, который интересует и кадровиков, и сотрудников.

Общая недельная норма труда составляет 40 часов (ст. 91 ТК РФ), а время отдыха должно составлять не менее 42 часов. Для отдельных категорий трудящихся предусмотрены другие, более строгие нормы. Например, инвалиды I и II групп могут трудиться не более 35 часов в неделю.

Поговорим про рабочее время в 2020 году в России. Его нормы:

  • количество трудовых дней в 2020 году при пятидневной неделе — 247;
  • количество дней отдыха и праздничных дней в 2020 году по производственному календарю — 118;
  • годовая норма при 40-часовой рабочей неделе составляет 1970 часов.

Обычный (односменный)

Это так называемый «стандартный» режим труда (ст. 100 ТК РФ), примером которого может быть пятидневка с двумя выходными днями или шестидневка с одним выходным днем. Также сюда можно отнести трудовую неделю с предоставлением дней отдыха по скользящему графику.

При графике, подразумевающем ежедневный труд, как правило, используется поденный режим учета отработанного времени. В этом случае любой труд сверх нормы будет являться сверхурочной работой (ст. 99 ТК РФ).

Помимо стандартной пятидневки и шестидневки с фиксированным распорядком дня, предусмотрены и другие, более специфичные, режимы труда.

Ненормированный трудовой день

Это режим труда, в соответствии с которым определенные сотрудники могут по распоряжению начальника при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Гибкий рабочий день

Он применяется довольно часто. В этом случае работники могут самостоятельно определять и регулировать начало, окончание и длительность своего трудового дня. При этом важно, чтобы сотрудники отработали полностью положенное количество часов в течение принятого учетного периода — дня, недели, месяца (ст. 102 ТК РФ).

Режим сменной работы

Он подразумевает труд в 2, 3 или 4 смены в течение суток. При этом работники организации в течение определенного периода, например месяца, трудятся в разные смены.

Чаще всего сменный труд используют на крупных промышленных предприятиях, где длительность производственного процесса выше допустимой продолжительности ежедневного труда. В этом случае данная мера оправдана: она позволяет добиться увеличения объема выпускаемой продукции и наиболее эффективного использования оборудования.

При использовании сменного графика каждая группа сотрудников трудится в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности — порядком перехода сотрудников из одной смены в другую.

Вахта

Согласно статье 297 ТК РФ, вахтовым режимом труда называется трудовой процесс, происходящий на большом удалении места работы от места нахождения нанимателя.

Чаще всего такой режим применяется при строительстве крупных объектов в отдаленных или необжитых районах, в районах с особыми природными условиями.

Поскольку рабочее место находится далеко от места постоянного проживания работников и невозможно обеспечить их ежедневное возвращение домой, наниматель обязан предоставлять подчиненным на время вахты жилье, соответствующее утвержденным нормам.

Труд вахтовым методом ограничен по продолжительности периодом в один месяц. В исключительных случаях данный период может быть увеличен до 3 месяцев (при этом придется учесть мнение профсоюза, если он есть). Максимальная длительность ежедневной трудовой смены у вахтовиков равна 12 часам.

Режим раздробленного трудового дня

Разделение дня на части регулируется ст. 105 ТК РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение дня (смены), трудовой день может быть разделен на части таким образом, чтобы общая продолжительность служебного времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Как изменить режим

График труда и отдыха можно изменить по инициативе работника либо работодателя. Но тут есть некоторые нюансы. В частности, некоторым категориям сотрудников руководство не вправе отказать в подобной просьбе (см. ст.

93 ТК РФ). Если же говорить про изменение режима рабочего времени по инициативе работодателя, то это допускается только в исключительных случаях, например при структурной реорганизации производства (см. ст. 74 ТК РФ).

Как видите, причины для изменения режима могут быть разными, но главное — стороны должны договориться о новых правилах и оформить обоюдное согласие в виде дополнительного соглашения к заключенному ранее трудовому контракту.

Особенно это важно, когда инициатором изменения режима выступает работодатель, поскольку график работы — это существенное условие трудового контракта, и не все работники могут согласиться трудиться по новым правилам, а значит, работодатель обязан предложить им иные вакантные должности (ст. 74 ТК РФ).

Когда все работники будут согласны подписать допсоглашения о новом графике работы, издается приказ об изменении режима рабочего времени. Образец такого документа вы можете увидеть ниже.

Скачать

Планирование рабочего времени

Конечно, каждый руководитель желает, чтобы его подчиненные трудились с максимальной отдачей. Для достижения этой цели в компаниях применяют различные методы производственной статистики.

Контроль и анализ использования рабочего времени является важным инструментом в работе отдела кадров и бухгалтерии каждого предприятия. Он позволяет оценить, насколько эффективен режим труда, установленный работникам, позволяет ли он добиться высокой производительности.

Также для этой цели составляется и используется баланс рабочего времени (на 2020 год, например). Это своеобразная таблица, в которой указывается распределение календарных дней и часов и их использование сотрудниками. На основе такого баланса вычисляется система показателей, характеризующих использование времени.

Например, коэффициент использования рабочего времени позволяет оценить, каким образом на предприятии используются трудовые ресурсы и какие условия выполнения основного трудового плана.

Некоторые организации также проводят хронометраж рабочего времени (образец заполнения в этой статье не приводится, поскольку тема слишком обширная), результаты которого в дальнейшем используют не только для анализа деятельности сотрудников, но и для оценки их эффективности и производительности.

Источник: https://clubtk.ru/rabochee-vremya

Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Виды режима дня

Сологубова Анастасия
Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребенка.

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку и опрятности.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Между тем именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режимдня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• Время пребывания на воздухе в течение дня;

• Продолжительность и кратность сна;

• Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности.

При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью»(быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка.

Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост.

Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя или родителя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-rezhima-dnja-i-gigienicheskie-trebovanija-k-nemu.html

Режим дня как основа полноценной жизни

Виды режима дня
В данной статье будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

Правильный распорядок дня делает жизнь более упорядоченной. Он позволяет не упуститьничего важного: вовремя поесть, поработать тогда, когда сил максимально много, и отдохнутьтогда, когда это удобно. Соблюдение режима делает человека более дисциплинированным ипозволяет легче достигать поставленных целей.

Определение режима дня

Режим дня – это продуманный список мероприятий в течение дня, и максимальнорациональное распределение этих мероприятий по времени.

Режим дня позволяет нам наиболее эффективно использовать наши ресурсы, и прежде всего время,для того, чтобы без спешки, без перенапряжения выполнять все задачи, которые стоят перед человеком.Базовый план составляется в течение дня потому, что:

  1. События, которые должны произойти в течение дня достаточно легко предвидеть.
  2. В том случае, если план не выполнен сегодня, то создать новый распорядок можно уже на завтра.

Распорядок дня строится на основе личной ситуации каждого человека. Но общие рекомендацииедины для всех потому, что системы организма у людей работают по одним принципам. Поэтомуоптимальный для Вас распорядок дня можно и нужно строить на основе предложенных ученымибазовых схем.

Влияние биологических ритмов

Если человек резко меняет свой ритм жизни или совершает перелет через несколько часовых поясов,то он испытывает сильную усталость, снижение работоспособности. Причина – не соответствие образажизни и привычных для него биологических ритмов.

Биологические ритмы (биоритмы) – Это длительность и интенсивностьсменяющих друг друга биологических процессов в живом организме.

Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), это внутренние биологические часы организма, и внешними (экзогенными), например, смена дня и ночи или работа в ночную сменуи сон в течение дня.

циркадные ритмы – это смены уровня активности процессов, происходящих в организмев течение суток.

Биоритмы только недавно были признаны официальной наукой. Но опыт их использования в различныхприкладных направлениях позволяет судить о том, что их необходимо учитывать при планировании своего дня.

Может ли “сова” и стать “жаворонком”

В психологии часто встречается определение некоторых людей как “сов”. “Совы” наиболее активнывечером и ночью, а вставать рано им очень тяжело. Другие люди – “жаворонки”. Наоборот рано встают,а к вечеру запас энергии у них кончается.

Эта классификация очень условна. Опыт спортсменов, политиков и предпринимателей, которые многопутешествуют по миру, говорит о том, что тип активности можно достаточно быстро изменить. Для этогонадо применить правильную стратегию:

  • после перелета 2-3 дня оставить на адаптацию, запланировав как можно меньше дел;
  • за несколько дней до поездки перейти на легко усвояемую пищу и воздержаться от алкоголя;
  • по возможности, для полета на запад использовать утренний рейс, а на запад – вечерний;
  • за 2-3 дня до вылета начать жить по времени нового часового пояса;
  • если Вы летите на запад, то сон надо сдвинуть на несколько часов позже, а при поездке навосток – ложится спать и вставать надо пораньше.

Если изменения происходят не часто, то организм сам перестраивает свой режим работы. Например,школьник учится в первую смену. Он легко просыпается и включается в работу в первой половине дня.А после поступления на вечернее обучение в ВУЗе, уже через полтора-два месяца он уже достаточнолегко справляется с учеными нагрузками после 18.00.

Для большинства людей верны следующие периоды активности различных систем организма:

05:00-06:00. Чуткий сон в этот период обусловлен тем, что в крови увеличивается содержаниесахара и обмен веществ ускоряется.

07:00-09:00. Самое время для физической зарядки и завтрака. Пищеварительная системаактивна, усвоение пищи идет легко и быстро.

09:00-10:00. Пища с завтрака усваивается. Легкие углеводы из нее помогают быстро решатьзадачи на внимание.

10:00-12:00. В этот период умственная активность максимальна, работоспособность высокая.

12:00-14:00. Время обеда. Работоспособность снижается.

14:00-16:00. Этот период лучше посветить отдыху и неспешному перевариванию пищи.

16:00-18:00. Второй период высокой умственной активности и работоспособности.

18:00-20:00. В начале этого периода надо поужинать, чтобы пища до утра успела усвоитсяорганизмом. Через час-полтора после ужина полезно прогуляться.

20:00-21:00. Время для спорта, общения и культурных мероприятий.

21:00-22:00. Период высокой умственной работоспособности.

22:00. Тело переходит в режим отдыха.

23:00-01:00. Обмен веществ сильно замедляется, пульс редкий, организм полностью расслаблен.

02:00-03:00. В этот период бессонница максимально вредна. Организм должен отдыхать.

Что должно входить в режим дня

У каждого человека может быть достаточно много оригинальных пунктов распорядка дня. Но мыперечислим те, которые присутствуют практически в любом варианте этого плана:

Сон. Как недостаток, так и избыток сна вредны. Если человек спит мало или много,то он плохо себя чувствует и его работоспособность снижена.

Идеальное время для сна с 22.00 до 6.00. В среднем взрослый человек высыпается за 7-8 часов.Но есть много исключений.

Среди исторический примеров: Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, МаргаретТетчер и многие другие, которые спали 4 часа и чувствовали себя хорошо.

Поэтому стоит прислушатьсяк своему телу и путем наблюдения выявить, сколько часов надо именно Вам для того, чтобы на следующийдень чувствствовать себя бодро и сохранить энергию до вечера.

При коррекции распорядка дня часто возникает проблема: как уснуть в нужное время?Вот рекомендации по тому, как это сделать максимально эффективно:

  • Перед сном вместо просмотра фильма лучше послушать классическую музыку или почитать книгу;
  • За 1-2 часа до сна надо прогуляться или сделать комплекс физических упражнений;
  • Ужин должен быть легким;
  • Перед сном надо проветрить спальню и по возможности отставить окно открытым на ночь;
  • Нагрузка на день (физическая и умственная) должна быть распределена так, чтобы к вечеру накопиласьусталость;
  • Если уснуть вовремя не получилось, то встать утром все равно надо по новому расписанию. На следующийдень войти в новый график будет легче.

Питание. Без еды мы жить не можем. С пищей мы получаем не только энергию дляфизического и умственного труда, но и строительные материалы для обновления тканей нашего организма.

Поэтому питаться надо правильно и регулярно. В пище должно быть достаточно питательных веществ.

Дляэтого диеты должны быть согласованы с врачами и соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям.

Отдых. Наш организм нуждается в периодической смене труда и отдыха. Мы отдыхаем нетолько ночью. Когда мы меняем вид деятельности, то все органы и системы нашего организма, не задействованныев работе отдыхают.

Для это надо правильно чередовать виды работы в течение дня. А во время перерывовнадо стараться не сделать побольше своей работы, а как можно сильнее расслабиться. После полного отдыхаработоспособность значительно возрастает.

Так же очень важен отдых вечером и в выходные. А то, как Вы проведете ежегодный отпуск надолгоопределяет вашу эффективность на работе.

Работа. У каждого своя работа. Школьники и студенты – учатся. Взрослые – строят карьерупо выбранной специальности. И планирование своей учебной и производственной нагрузки является своего родаискусством, которое получило название “самоменеджмент”. В разделе “Рекомендации” этого сайта есть советы по тому, как овладеть этим искусством увеличения своей личной эффективности.

Физические нагрузки. Самая простая и всем доступная физическая активность – гуляниепо скверам и набережным.

В отличие от бега трусцой при этому нельзя перегрузить коленные суставы иполучить растяжение связок. Прогулки доступны при любых медицинских диагнозах.

Начинать надо с малого,хотя бы с прохождения одной остановки общественного транспорта по дороге в школу или на работу.

Психическое равновесие. Здоровое тело и здоровый дух едины и взаимосвязаны. Есличеловек находится в душевном равновесии, то он эффективен во всех областях жизни. Подробности по всемвопросам нахождения своей индивидуальности рассмотрены в разделе этого сайта “Путь к себе”.

Составляем свой режим дня

Так выглядело расписание дня З.Фрейда:

Не идеальный пример (Зигмунд никогда не был иконой стиля), но можно рассматривать как вариант

Режим дня взрослых

1. Задачи на день и сроки их выполнения надо обязательно где-то записать. Это можно сделать вспециальной программе на телефоне или в компьютере, можно просто на листе бумаги. Записыватьважно для того, чтобы в конце дня подвести итоги и выяснить: что получилось, что не удалось и почему.

2. В распорядок дня должны быть внесены реальные задачи. Те задачи, которые можно отнести враздел “было бы неплохо попробовать” лучше записывать отдельно. Ведь список мы пишем для того,чтобы точно ему следовать. И необязательные пункты в нем расхолаживают, снижают уровень самодисциплины.

3. Все задачи в списке обязательных для выполнения в течение дня, должны быть проранжированыв порядке убывания значимости. И в этом порядке их надо выполнять, начиная с самых важных.

4. В списке задач надо предусмотреть время на личную гигиену и регулярный прием пищи в определенное время.

5. Первый, черновой вариант распорядка дня составляется на основе общих представлений о том, какимон должен быть. Потом, при попытке применить его в жизни, он начинает корректироваться. И окончательнойкоррекции у такого плана никогда не бывает. Любое изменение внешних условий или работа над какими-толичностными качествами, будут вносить в распорядок дня свои коррективы.

6. Обязательно в режиме дня надо предусмотреть не только задачи по работе и личностному росту, но ивремя на отдых и домашние дела.

Режим дня школьника (подростка)

1. Начинать надо с наблюдения: сколько времени занимает дорога, подготовка домашних заданийпо разным предметам и посещение кружков (секций).

2. Для школьников надо обязательно предусматривать время для отдыха после занятий и после выполнениядомашних заданий. На каждый такой период отдыха надо отводить порядка полутора часов. И часть этоговремени надо проводить на свежем воздухе.

3. Самым плохим вариантом отдыха является игра в игры на телефоне или компьютере. Для полноценногоотдыха лучше записаться в спортивные кружки или выполнять физическую работу по дому или в саду.

4. У детей редко получается мотивировать себя самостоятельно и надолго. Здесь очень важна помощьи поддержка родителей.

5. В начальной школе надо запланировать время для дневного сна. В старших классах уже возможныличные вариации начала и окончания ночного сна. Чтение обязательной литературы тоже лучше запланироватьна вечер, перед сном.

6. Это вариант режима для учащегося третьего класса, одобренный врачами:

  • 7:00. Подъем.
  • 7:00-7:30. Водные процедуры и зарядка.
  • 7:30-7:45. Завтрак.
  • 8:30-13:05. Школа: уроки.
  • 13:30-14:00. Обед.
  • 14:00-15:45. Прогулки, секции и игры на свежем воздухе.
  • 15:45-16:00. Полдник.
  • 16:00-18:00. Выполнение домашних заданий.
  • 18:00-19:00. Отдых.
  • 19:00-19:30. Ужин.
  • 19:30-20:00. Помощь родитеям в домашних делах.
  • 20:00-20:30. Прогулка на свежем воздухе.
  • 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
  • 21:00. Сон.

Режим дня студента

1. Начинать составление распорядка надо с анализа того, сколько времени и на чтостудент тратит в течение дня.

2. Специфика жизни студента заключается в том, что у него много времени уходит наинтеллектуальную деятельность. Поэтому обязательно надо предусмотреть чередование умственнойи физической активности, причем заниматься физкультурой, по возможности, надо на свежем воздухе.

3. Учебные задачи надо планировать с таким расчетом, чтобы сначала шло повторение ужеизвестного материала, а уже потом – изучение нового.

4. На время сессии должен быть составлен специальный режим дня. В этот период особое значениеприобретают питание и чередование труда и отдыха.

5. Если режим дня хорошо продуман и проверен на практике, то следовать ему легко. А производительностьтруда и удовольствие от жизни значительно увеличиваются.

6. Практика показала, что суденты, составившие для себя и использующие распорядок дня получаютдополнительно около пяти часов в день на свои личные дела. Они хорошо учатся и обладают высоким жизненнымтонусом.

Источник: https://dao-s.ru/blog/put/2020-03-20-rezhim-dnya-kak-osnova-polnocennoj-zhizni.html

Основные виды режима рабочего времени и их общая характеристика

Виды режима дня

2. Основные виды режима рабочего времени и их общая характеристика

В соответствии с гл. 16 Трудового Кодекса РФ1, регламентируется ряд видов режимов рабочего времени, которые могут быть установлены правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором.

Виды режимов рабочего времени, установленные гл. 16 ТК РФ:

  1. обычный режим рабочего времени (односменный режим);

  2. режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем;

  3. режим гибкого рабочего времени;

  4. режим рабочего времени со сменным графиком работы;

  5. режим суммированного учета рабочего времени;

  6. режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части2.

Сравнительная характеристика всех указанных видов рабочего времени представлена в таблице 1 Приложения А.

Дадим подробную характеристику каждому режиму рабочего времени, предусмотренному гл. 16 ТК РФ.

1) Обычный (односменный) режим рабочего времени – характеризуется фиксированной продолжительностью рабочего временем (не более 40 часов в неделю), фиксированным временем прихода и ухода с работы, гарантированным временем отдыха в течение рабочего дня (обеденный перерыв)3.

Максимальная продолжительность рабочего дня составляет от 8-ти до 12-ти часов.

В случае, если при обычном режиме рабочего времени работник выполняет сверхурочную работу, то она оплачивается дополнительно.

Рабочая неделя 5-ти дневная, в основном с понедельника по пятницу.

Данный режим рабочего времени в основном устанавливается в государственных учреждениях.

Режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем (односменный режим).

Данный режим устанавливается в соответствии со ст. 100 ТК РФ4 и может иметь несколько разновидностей графика работы:

  • ежедневная работа в течение пяти дней с двумя выходными (чаще всего работа с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье – выходные дни, но могут быть и иные варианты);

  • ежедневная работа в течение шести дней с одним выходным днем (чаще всего работа с понедельника по субботу, воскресенье – выходной, но допустимы и иные варианты);

  • работа по скользящему графику с предоставлением выходных дней.

Данный график на практике получил название односменного режима работы. Учет рабочего времени осуществляется поденно, вся работа, выполненная сверх графика, оплачивается дополнительно (ст. 99 ТК РФ5).

2) Режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем. Данный вид режима рабочего времени необходимо отличать от графика сверхурочной работы6.

Режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем – это особенный режим работы, который устанавливается при необходимости и по обоюдному соглашению между работником и работодателем.

Характерные черты режима рабочего времени с ненормированным рабочим днем:

  • отдельные сотрудники по распоряжению работодателя в случае необходимости привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленного рабочего времени (срочные виды работ, отставание от графика работ и т.д.);

  • установление перечня должностей сотрудников, которые могут привлекаться к сверхурочной работе (данное условие оговаривается в трудовом договоре, в момент его заключения с сотрудником);

  • в случае, если сотрудник выполняет свои должностные обязанности в условиях неполного рабочего времени, то ненормированный график работы ему может быть установлен в том случае, если по соглашению сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (полной сменой)7.

Особенности ненормированного рабочего дня содержаться в ст. 101 ТК РФ:

  • сотрудник, осуществляющий свои должностные обязанности по общему режиму работы предприятия, но по просьбе работодателя может задержаться для их выполнения после окончания рабочей смены, либо придти на рабочее место до начала рабочего дня;

  • сотрудник может привлекаться сверхурочно только для выполнения своих должностных обязанностей, вызывать или задерживать сотрудника для выполнения иных видов работ, не обусловленных трудовым договором – не допустимо (ст. 60 ТК РФ);

  • установление ненормированного рабочего дня допустимо только для отдельных категорий сотрудников, которые включены в специальный перечень8.

Ненормированный рабочий день устанавливается для следующих категорий сотрудников:

  • административный, управленческий, технический и хозяйственный персонал;

  • сотрудники, труд которых не подлежит учету во времени;

  • сотрудники, которые распределяют рабочее время на свое усмотрение;

  • сотрудники, чье рабочее время в силу характера и особенностей работы дробится на части разной продолжительности9

Таким образом, режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем предусматривает, что при необходимости сотрудник привлекается к выполнению рабочих обязанностей во вне рабочее время.

Установление данного режима рабочего времени предварительно обговаривается работником и работодателем, а также закрепляется трудовым договором.

В случае, если сотрудник отказывается от выполнения своих обязанностей, то это может быть рассчитано как нарушение трудового договора и сотрудник может быть уволен.

3) Режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ) – это вид рабочего, который впервые был введено в 80-х годах ХХ века, первоначально для женщин, которые имеют малолетних детей, а уже после и для ряда некоторых других категорий работников10.

Особенности режима гибкого рабочего времени:

  • время начала, окончания и общая продолжительность смены (рабочего дня) устанавливается работником и работодателем по обоюдному соглашению;

  • работодатель обязан обеспечить сотруднику возможность отработать суммарно, то количество часов, которые установлены в соответствующем учетном периоде (рабочий день, неделя, месяц и т.д.).

Основные элементы режима гибкого рабочего времени в соответствии со ст. 102 ТК РФ:

  • гибкий (скользящий) график работы, который устанавливается по обоюдному соглашению между работником и работодателем, в момент трудоустройства, а также может быть изменен при необходимости в процессе трудовой деятельности;

  • гибкий график может быть установлен сторонами, как на определенный срок, так и без указания конкретных сроков;

  • гибкий график оформляется документально (приказом или распоряжением)11.

В том случае, если сотрудник осуществляет свои трудовые обязанности по гибкому (скользящему) графику, то это ни в коем случае не изменяет условий нормирования и оплаты труда, начисления льгот, трудового стажа и т.д.

При режиме гибкого (скользящего графика) продолжительность рабочего дня устанавливается в соответствии с ТК РФ:

  • максимальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40-ка часов;

  • продолжительность рабочего дня не должна быть свыше 10-ти часов;

  • максимальная продолжительность пребывания на рабочем месте не более 12-ти часов12.

Сотрудники, которые работают по гибкому (скользящему) графику могут быть привлечены к сверхурочной работе с соответствии со ст. 99 ТК РФ.

4) Режим рабочего времени со сменным графиком работы – это режим работы в несколько смен (две, три или четыре смены), где каждая рабочая смена выполняет свои должностные обязанности (выполняет определенный объем работы) в установленный период времени (смену)13.

Установление рабочего времени со сменным графиком применяется на производстве в том случае, если производственный процесс значительно превышает продолжительность рабочего времени.

В этом случает период производственного процесса «разбивают» на этапы, каждый из которых выполняют сотрудники одной рабочей смены.

Кроме того, сменный график работы используется в том случае необходимо эффективно использовать рабочее оборудование, либо есть необходимость в повышении объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Порядок организации сменной работы:

  • каждая смена сотрудников обязана производить работу в течение установленного рабочего времени (смены);

  • составление графика смен опирается на ст. 372 ТК РФ;

  • график смен является приложением к трудовому договору;

  • в случае изменения графика смен, он доводится до сотрудников не позднее, чем за один месяц до его введения;

  • запрещено работать в течение 2-х смен подряд14.

График смен устанавливается в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, так на основании ст. 103 ТК РФ15 график должен включать непрерывный перерыв для отдыха продолжительностью не менее 42-х часов, ежедневный отдых между сменами должен быть продолжительностью в две смены. В соответствии со ст.

110 ТК РФ16, смены могут быть дневные, ночные и вечерние. Так, если смена включает в себя более 50% рабочего времени, приходящегося на ночь, то она считается ночной. Кроме того к ночным сменам относятся смены в период с 22-х часов вечера и до 6-ти часов утра.

Трудовая деятельность в ночную смену регулируется ст. 96 ТК РФ17.

5) Режим суммированного учета рабочего времени – это режим рабочего времени, при котором для ряда сотрудников, в силу специфики их работы, не может быть установлена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 104 ТК РФ)18.

Введение суммированного учета рабочего времени может быть введено на срок не более одного года, а для вредных и опасных предприятий не более чем на 3-и месяца.

Число отработанных часов за определенный учетный период определяется:

  • на основании установленной для каждой категории сотрудников еженедельной продолжительного рабочего дня;

  • если сотрудник работает не полный рабочий день или неполную рабочую неделю, то число нормальных рабочих часов за определенный учетный период соответственно уменьшается19.

Установление порядка суммированного учета рабочего времени осуществляется правилами внутреннего трудового распорядка.

6) Режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части – это режим рабочего времени, который устанавливается для служб, осуществляющих обслуживание населения (например, организации связи, транспорта, торговли и т.д.) (ст. 105 ТК РФ)20.

Режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части используется на следующих видах работ:

  • интенсивность работы в течение рабочего дня неодинаков, вследствие особенного характера труда;

  • с целью разделения на части продолжительного во времени рабочего дня;

  • на основании локального нормативного акта, который принят с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации21.

В настоящее время ТК РФ не определяет, на какое именно число частей может быть разделен рабочий день.

За отработанное при режиме рабочего времени с разделением рабочего дня на части время работнику производится доплата к его основному заработку.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с Трудовым Кодексом РФ установлено шесть видов режима трудового времени, каждый из которых имеет характерные черты и особенности.

Источник: https://infourok.ru/osnovnye-vidy-rezhima-rabochego-vremeni-i-ih-obshaya-harakteristika-4493996.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.